Posted 12 апреля 2010,, 15:54

Published 12 апреля 2010,, 15:54

Modified 1 апреля, 14:16

Updated 1 апреля, 14:16

Качиньский не смог повторить "посадку Ельцина"

12 апреля 2010, 15:54
Некоторые эксперты считают, что самолет Леха Качиньского мог разбиться из-за того, что польский президент приказал летчикам садиться в "молоко". Подобным образом играл с судьбой и бывший президент РФ Борис Ельцин, но ему повезло.

Некоторые эксперты считают, что пассажиры самолета Леха Качиньского могли стать заложниками слепой воли польского президента, который приказал летчикам садиться в "молоко". Подобным образом играл с судьбой и бывший президент РФ Борис Ельцин, но ему повезло.

Причины катастрофы президентского "борта №1" Ту-154 в Смоленской области пока не названы. Известно лишь, что, несмотря на полученную от диспетчеров информацию о неблагоприятных погодных условиях, капитан воздушного судна принял решение садиться в аэропорту Северный. Самолет выполнил единственный заход, в процессе которого связь с экипажем была потеряна.

По словам главы Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, крушение не было связано с техническими проблемами. Окончательно разобраться в трагедии поможет лишь расшифровка речевого самописца. Пока эксперты лишь отмечают: погода в районе аэропорта однозначно указывала, что садиться в Северном нельзя. Что же заставило опытного военного летчика пойти на неоправданный риск?

Частично свет на возможную причину катастрофы проливает случай, произошедший в 2008 году во время конфликта России и Грузии в Южной Осетии. Тогда пилот самолета Леха Качиньского из соображений безопасности отказался сесть в закрытом аэропорту Тбилиси и приземлился в Азербайджане. Качиньский, которому нужно было срочно встретиться с Саакашвили, раскритиковал летчика и попытался его уволить, но конфликт удалось замять. У экспертов тут же возникли подозрения: не мог ли Качиньский давить на пилота и в случае с Катынью?

Формально никаких прав вмешиваться в управление самолетом и принимать решение за командира воздушного судна у чиновников нет, но в реальной жизни часто получается иначе. Как отметил в интервью "Росбалту" член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников, аварии и катастрофы нередко случались именно из-за того, что вышестоящий военный или гражданский руководитель оказывал давление на летчиков.

В частности, 17 февраля 1966 года самолет Ту-114 выполнял показательный полет из Москвы в Конакри и Браззавиль. Взлетно-посадочная полоса в аэропорту "Шереметьево" была очищена от снега, но этого было недостаточно для крупного лайнера. Командир воздушного судна отказался взлетать и потребовал очистить полосу полностью. Однако заместитель начальника Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) генерал Башкиров приказал командиру Ту-114 взлететь с заснеженной и недостаточной очищенной от снега взлетно-посадочной полосы. При взлете крыло на скорости задело за снежный бруствер и самолет потерпел катастрофу. Произошел пожар. 21 человек из 48-ми находившихся на борту погибли. Катастрофа была спровоцирована вмешательством вышестоящего руководства в состав экипажа, а также некачественной подготовкой полосы наземными службами. Однако дело замяли, и до сих пор об этой трагической истории мало кто знает.

Командир вертолета руководителя Красноярского края Александра Лебедя также совершал полет в очень сложных условиях, что привело к столкновению с линией электропередач. От полученных ран Александр Лебедь скончался. По мнению государственной комиссии, причиной катастрофы стала «неудовлетворительная подготовка экипажа к выполнению полета». Однако у экспертов имеются данные о том, что губернатор приказал продолжать полет, несмотря на плохую погоду.

Присутствие на борту "главного пассажира" оказывает на пилота огромное психологическое давление - в советской и российской истории случались катастрофы, связанные с этим фактором. Об этом "Росбалту" рассказал бывший пилот-инструктор Ту-154, писатель Василий Ершов. Впрочем, отметил он, не во всех странах вмешательство чиновников в действия пилотов оказалось бы безнаказанным. Если бы приказ о посадке в таких условиях пилоту отдал президент США, он получил бы импичмент за нарушение закона, предположил эксперт.

По его мнению, в случае с крушением самолета президента Качиньского "прямой причиной трагедии, скорее всего, стала ошибка экипажа, принявшего безрассудное решение садиться при погоде хуже минимума и не справившегося с пилотированием в этих условиях".

Любопытными в контексте трагедии под Смоленском кажутся и воспоминания Владимира Потемкина - бывшего пилота президента СССР Михаила Горбачева и президента РФ Бориса Ельцина. По словам летчика, Горбачев был интеллигентным и спокойным пассажиром. А вот Ельцин отличался крутым нравом и очень гордился тем, что за 30 лет полетов он ни разу не ушел на запасной аэродром.

Однажды Потемкину пришлось сажать самолет с президентом России в английском аэропорту Хитроу. Пилот честно доложил Ельцину, что видимость не соответствует минимуму аэропорта. В этот момент воздушная гавань была закрыта и на прием, и на вылет самолетов. Но Ельцин был возмущен предложением Потемкина уйти на запасной аэродром в ирландский Шеннон и приказал: "Садимся!". Это был смертельный риск, но все закончилось благополучно.

Впрочем, польская сторона категорически отвергает версию, согласно которой командир воздушного судна пошел на поводу у президента страны. Так, бывший командующий 36-м авиаполком ВВС Польши Томаш Петржак обвинил в непрофессионализме российских авиадиспетчеров. Он выразил уверенность, что причиной крушения стала ошибка сотрудников военно-гражданского аэропорта Северный, не закрывшего его для полетов.

Так или иначе, до конца расследования в прессе будет обсуждаться несколько версий. Например, ходят разговоры о низком профессионализме диспетчеров и слабой оснащенности аэропорта Северный. Однако при этом все равно неясно, что заставило профессионального пилота садиться там, где садиться было нельзя - исходя из всех общепринятых авиационных правил.

Несоблюдение этих правил почти всегда приводит к человеческим жертвам. Россия в этом смысле - давно впереди планеты всей. Злоупотребление воздушными "прогулками" приводит к тому, что страна ежегодно теряет чиновников высшего уровня. Так, в мае 2009 года на вертолете разбились губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, его заместитель Михаил Штонда, охранник Александр Шестак и пилот Виктор Кунов. По официальной версии, губернатор направлялся на осмотр с воздуха территории, где предполагалось создать туристическую зону. Правда, в СМИ прошла информация о том, что участники облета занимались охотой, а сам полет не был согласован с диспетчерской службой.

В январе 2009 года на Алтае разбился вертолет с несколькими крупными местными и федеральными чиновниками, которые устроили охоту на архаров. В результате погибли семь человек, в том числе полпред президента в Госдуме Александр Косопкин. В момент аварии машиной управлял один из пассажиров, который в соответствии со всеми нормативными документами не имел права находиться в кабине.

Глеб Иванов