Posted 30 апреля 2010,, 13:07

Published 30 апреля 2010,, 13:07

Modified 1 апреля, 14:02

Updated 1 апреля, 14:02

Резервы потратят без огласки

30 апреля 2010, 13:07
Несмотря на победные реляции властей о выходе из кризиса, борьба за ресурсы обостряется. Минфин «засекретил» сведения о состоянии Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а в Южной Осетии вспыхнула настоящая административная война за право распределять помощь из Москвы.

Денег в России, судя по всему, становится все меньше. Несмотря на победные реляции представителей власти о поступательном выходе из кризиса, борьба за ресурсы обостряется. Так, федеральный Минфин «засекретил» сведения о состоянии Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ), а в Южной Осетии вспыхнула настоящая административная война за право распределять финансовую помощь из Москвы.

Напомним, что ФНБ и Резервный фонд были созданы в феврале 2008 года на базе Стабфонда. В оба фонда направлялись дополнительные доходы от высоких цен на нефть и газ на мировых рынках. На момент создания в фондах находилось 783 млрд руб. и 3,05 трлн руб. соответственно. По данным Минфина, по состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем Резервного фонда составлял 1 трлн 830,51 млрд руб., что было эквивалентно $60,52 млрд. Что же касается Фонда национального благосостояния, то его совокупный объем составил на эту дату 2 трлн 769,02 млрд руб. (эквивалентно $91,56 млрд). Совокупный объем средств Резервного фонда на 1 апреля составлял уже 1 трлн 553,28 млрд руб., Фонда национального благосостояния - 2 трлн 630,27 млрд руб.

Как стало известно накануне, министерство финансов России больше не обязано ежемесячно публиковать в Интернете сведения о доходах двух упомянутых фондов. Об этом говорится в постановлении правительства, подписанном премьером Владимиром Путиным 21 апреля. В соответствии с этим документом, до 1 февраля 2012 года с Минфина снимается обязанность ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать на своем официальном сайте сведения о величине активов Резервного фонда и ФНБ на начало отчетного месяца, а также сведения о зачислении средств в фонды, их размещении и использовании.

Вторая часть постановления снимает с Минфина до 1 января 2013 года обязательство публиковать сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов бюджета и их зачислении в данные фонды. В министерстве объясняют это тем, что до этого срока просто не ожидается пополнения фондов. В принципе, по прогнозам Минфина, их к тому времени фактически не должно быть, говорят эксперты.

Тем не менее, они отмечают, что очередное засекречивание информации – это тренд современной российской финансовой практики во властных структурах. «Все постепенно закрывают информацию, это не первая подобная мера со стороны Минфина, один Центробанк пока держится», - отмечает в интервью «Росбалту» глава Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, эта закрытость связана с тем, что коррупция стала если не главным принципом жизнедеятельности государства, то «основной опорой существующего правящего класса в России». А коррупция, как гниль, «на свету не живет», отмечает эксперт.

В целом, полагает экономист, желание «закрыть» информацию явно связано с какими-то проблемами, которые могут проявиться в самое ближайшее время. Например, речь может идти о вложениях в ценные бумаги таких нестабильных, с экономической точки зрения, государств как Греция, Испания и Португалия, а также – с переоценкой активов из-за падения курса евро. Не говоря уже о том, что Минфин в принципе мог не слишком строго соблюдать нормативы по соотношению валют в резервах.

Делягин также предлагает рассматривать отдельно одну от другой две основные даты, упомянутые в постановлении. Его «возмущает, что кто-то в правительстве уже сейчас закладывает бомбу под Медведева или под Путина в связи с выборами 2012 года», ведь сведения о величине активов Резервного фонда и ФНБ явно будут негативными.

Что же касается возможного возвращения к публикации информации о зачислении в упомянутые фонды нефтегазовых доходов бюджета, то тут все заметно проще. К 1 января 2013 года этих фондов «просто не будет». И можно будет, «как в фильме «Операция «Ы» сказать: «Все украдено до нас», - иронизирует эксперт.

Именно этими же аргументами активно пользуются, кстати, стороны конфликта в соседнем с Россией «независимом государстве» Южная Осетия. Там налицо столкновение «всенародно избранного» президента Эдуарда Кокойты и назначенного 5 августа прошлого года премьером Вадима Бровцева. Длившаяся более полугода подковерная борьба как раз на днях вышла на поверхность.

Началось с целого ряда критических публикаций: в адрес как Бровцева, так и Кокойты, преимущественно в российских СМИ. Причем первый удар нанес именно президент. Фактически премьера обвинили в нецелевом расходовании средств, осетинские «правоохранительные» органы возбудили ряд дел. А затем на базе этого информповода появились и критически статьи с гораздо более широким спектром обвинений. Как пишет газета «Коммерсант», в парламенте Южной Осетии уже начался сбор подписей за отставку правительства. Главная претензия – провал восстановительных работ, которые, правда, были в не менее плохом состоянии и до назначения нынешнего югоосетинского премьера.

Как рассказал в интервью «Коммерсанту» курирующий восстановление республики заместитель главы Минрегиона РФ Роман Панов (поговаривают, что он был одним из тех федеральных чиновников, которые активно лоббировали назначение Бровцева), ответственность за отставание от графика во многом лежит на южноосетинских структурах, прежде всего на госкомитете по восстановлению, который возглавляет верный соратник президента Зураб Кабисов.

Что касается команды Бровцева, то она ответила на давление со стороны югоосетин такими же жесткими публикациями в российских СМИ и подачей иска против информационного агентства «Регнум», давно замеченного многими в симпатии к Эдуарду Кокойты. Сам же премьер устремился в Москву, где провел ряд встреч с официальными лицами «союзного государства», а точнее – со столичными кураторами Южной Осетии, в частности с главой президентской администрации Сергеем Нарышкиным, который как раз около года назад своим личным жестким заявлением приостановил, по слухам, готовившееся в молодом государстве переписывание конституции «под Кокойты».

Собственно, от того, насколько активно вмешается в конфликт в Цхинвале Москва, и зависит его исход. Самостоятельно отбиться Бровцев, который остается для республики скорее «чужаком», «челябинским бизнесменом», - скорее всего, не сможет. Но если Кремль выскажется так же жестко, как год назад, то отставки правительства уж точно не будет. Максимум, что сможет выиграть Эдуард Кокойты, – это включить в состав кабинета министров кого-то из своих приближенных. Но и то – под контролем Бровцева. Но если Москва промолчит, то отставка уже третьего с момента завершения августовской войны 2008 года правительства Южной Осетии будет неизбежна. Причем при любом исходе скорость восстановления разрушенного жилья в республике, а точнее – осваивание средств российского федерального бюджета, – вряд ли возрастет, но уж точно и не уменьшится.

Иван Преображенский