Posted 20 мая 2010,, 07:30

Published 20 мая 2010,, 07:30

Modified 1 апреля, 13:49

Updated 1 апреля, 13:49

Тонино Гуэрра: Любить в 90 и жить дальше

20 мая 2010, 07:30
Итальянский поэт, писатель, сценарист, художник и скульптор Тонино Гуэрра встретился с петербуржцами в Эрмитажном театре. Зал не мог вместить всех гостей, они сидели даже на ступенях.

Культурный шок пережили накануне петербуржцы, которые пришли в Эрмитажный театр на встречу с выдающимся итальянским поэтом, писателем, сценаристом, художником и скульптором Тонино Гуэррой. Зал не мог вместить всех гостей, они сидели даже на ступенях лестницы.

Тонино Гуэрра, которому уже исполнилось 90 лет, сразу заявил, что в следующем году будет отмечать 89-летие и далее всегда на год меньше. Что он нежно любит Петербург. И очень удивлен тому, что так много людей пришло послушать, что скажет о жизни человек его возраста.

Он родился в маленькой и бедной итальянской деревне. Его мать и отец были неграмотными людьми, и он очень стыдился этого обстоятельства. Сейчас ему тоже стыдно, но уже за те свои оценки родителей, и он очень раскаивается и надеется, что они простили его с небес. Об этом он рассказывает в камерном документальном фильме «Мир Тонино Гуэрры», который показали гостям встречи.

В фильме представили и его великих друзей (он писал сценарии для их фильмов): «Амаркорд» - для Федерико Феллини; «Красная пустыня» и «Затмение» - для Микеланджело Антониони; «Брак по-итальянски» - для Витторио де Сика; «Ностальгия» - для Андрея Тарковского. А еще в его жизни были дружба и взаимное обожание с Сергеем Параджановым, Владимиром Высоцким…

«Эти великие люди помогали мне расти. Они возвращаются ко мне и сегодня и по-прежнему помогают, хотя их уже нет», - говорит Гуэрра. И признается, что, несмотря на особенный мир этих людей, он очень любит простых безвестных жителей маленьких итальянских деревень, которые также неграмотны, как его родители, но которые мудры, умеют бороться за свою жизнь и видят в ней что-то очень важное.

Однажды он познакомился с одинокой пожилой синьорой, которая живет в полупустой деревне, в крошечном домике и возделывает крошечный огород вокруг него. Того, что там вырастает, ей хватает на жизнь. «Синьора, а что вы делаете в свободное время? Как вы развлекаетесь, например, по вечерам?» – спросил у нее Гуэрра. Она ответила, что ставит у окна стол, садится на единственный стул и смотрит в окно, чтобы увидеть, как пройдет Луна.

«Я - поэт, который рисует», - говорит о себе Гуэрра. В фойе Эрмитажного театра можно было увидеть одни из его лучших живописных работ – 8 иллюстраций большого формата в смешанной технике и 21 оригинальный сюжет к собственной поэме «Мед». Поэма повествуют о двух братьях, которые встретились в родном селении после долгих лет разлуки. Из простых вещей – камней, цветов, деревьев, порхающих бабочек - Тонино Гуэрра создает картину не только их встречи, но и целого мира. По этим рисункам другой художник создал четыре мозаичных панно – их тоже показали в Эрмитажном театре.

Но главное, рисунки Гуэрра вошли в уникальную книгу «Мед», которая издана в Петербурге тиражом всего 5 экземпляров. Ее текст напечатан вручную, переплет обтянут льняной тканью медно-золотистого цвета, произведенной итальянской мануфактурой в XIX веке, а обложку украшает керамическая вставка по рисунку Гуэрры, специально изготовленная для этой книги. Конечно, книгу подарили Гуэрре. Он и в Петербург приехал для того, чтобы лично поучаствовать в ее представлении.

Еще Гуэрра говорил о целительной силе слова и о том, как понял это в один из страшных периодов своей жизни. Однажды, прогуливаясь по Риму, он почувствовал, что его не слушаются ноги. Он обратился к врачу. Тот посоветовал ему проверить голову – сделать томографию мозга. Итог ужаснул! Оказалось, нужно делать операцию. «Когда?» - спросил Гуэрра. «Завтра», - ответил врач. И дал дополнительный срок – дней 5 и не больше.

Гуэрра вспоминает, что страшно возражал и даже говорил, что ему легче стать гомосексуалистом, чем отдать под нож голову. Но врач настаивал на своем. «Тогда я позвонил в Москву лучшему нейрохирургу всех времен и народов – Александру Николаевичу Коновалову», - рассказывает Гуэрра. Тот ответил: «Прилетай». В Москве Коновалов долго рассматривал привезенные снимки и, отвернувшись, молчал. «Я надеялся, что он повернется и скажет, что, мол, все ерунда, оперировать не надо. Но он повернулся и сказал: «Надо». А потом добавил: «Тонино, если ты мне поможешь, то я помогу тебе».

Гуэрра вспоминает, что эти слова дали ему силы. И он согласился. Уже потом, когда он пришел в себя после операции, прекрасная молодая медсестра протирала его тело камфарой. «Я вас заверяю, мое тело прекрасно, но мне все равно было неловко самому и жаль медсестру», - вспоминает Гуэрра. Он спросил у нее, почему она, такая красивая и нежная, выбрала такую тяжелую работу. Она ответила, что ей радостно смотреть, как возвращается к жизни человек, который только что умирал. «Эти слова тоже были полны целительной силы», - говорит Гуэрра. И добавляет, что с тех пор уже прошло 25 лет, а с ним и сегодня все в порядке. Что же касается «нейрохирурга всех времен и народов» – Александра Николаевича Коновалова, то он подтвердил, что держал в своих руках голову Тонино Гуэрры, видел, что там в ней есть внутри, и даже прочитал там слово «гений»…

По воспоминанию Гуэрры, полны невероятной силы были и слова великого Федерико Феллини, обладателя пяти «Оскаров», автора более 20 кинофильмов, создателя интеллектуального стиля в кино. Он был страшно болен, знал, что умирает, но за два дня до конца вдруг сказал: «Может быть, влюбиться еще раз?».

Гуэрро говорит, что был потрясен! На самом краю человек хотел еще раз пережить любовь, парить над землей, подчиняться тому, кому хочется подчиняться, слышать музыку оркестра в душе…

В свои 90 лет Тонино Гуэрра влюблен в свою русскую жену Лору, с которой живет уже 25 лет. С нею он и приехал в Петербург. Он говорит, что она - его муза и друг. Что она подарила ему мир, которого он раньше не знал. Что она подарила ему континент под названием Россия и замечательных друзей. Что он хочет прожить с нею еще много лет.

А Лора, полная рыжеволосая красавица, опекала Тонино, переводила его итальянский на русский, а местами со смехом - и его русский – на русский, ходила по Эрмитажному театру с большим букетом тюльпанов, и вместе с ним принимала все новые роскошные букеты от петербуржцев.

В этот вечер знаменитого гостя с почтением и восторгом приветствовал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Актер Вениамин Смехов, тщательно подбирая «монотон», читал стихи Гуэрры. Сергей Стадлер в сопровождении оркестра Санкт-Петербургской консерватории исполнял миниатюры Россини, Вивальди, Паганини…

Гуэрра громко аплодировал, кричал «Браво!» и объяснял окружающим, что в Италии каждого человека, который хоть как-то играет на скрипке, считают гением. А тут – сам Стадлер…

Если Санкт-Петербург, действительно, культурная столица России, то еще и потому, что сюда приезжают гении, и что им здесь хорошо.

Неонилла Ямпольская

Фото Михаила Кузьмина