Posted 7 июня 2010,, 14:57

Published 7 июня 2010,, 14:57

Modified 1 апреля, 13:35

Updated 1 апреля, 13:35

Ан-148: спаситель или потенциальный убийца?

7 июня 2010, 14:57
В минувшую пятницу самолет Ан-148, летевший из Москвы в Петербург, потерял управление. Полет окончился благополучно, однако причины инцидента пока неясны. Виновата либо погода, либо у нового самолета «всплыла» опасная «детская болезнь».

В минувшую пятницу самолет Ан-148, летевший из Москвы в Петербург, потерял управление и «свалился» с эшелона. Полет окончился благополучно, однако причины инцидента пока неясны. Либо в опасной ситуации виновата погода, либо у нового самолета «всплыла» опасная «детская болезнь».

Самолет Ан-148, следовавший рейсом FV 132 из Москвы в Петербург в минувшую пятницу, 4 июня, едва не потерпел крушение. Как сообщают пассажиры этого рейса на форуме forumavia.ru, в середине полета, когда разносили еду, самолет сильно дернуло вправо. Настолько резко, что еда упала со столиков, а чайники полетели с тележки бортпроводницы кому-то в голову.

«Секунд 20 самолет ощутимо несло вправо. Затем он стал быстро снижаться (очевидец судил по степени приближения к нему облаков), с усиливающимся креном на правое крыло. У меня, у соседей и коллег создалось впечатление, что до переворота «на спину» оставалось совсем немного. Потом положение самолета выровняли, минут через 10 началась посадка, — сообщает очевидец. — После посадки командир потухшим голосом сказал что-то вроде: «Прошу нас простить. Мы ничего не могли сделать. Видимо, было сильное смещение ветра. К счастью, нам удалось выправить ситуацию». Закончил он буквально так: «Мы живем». Затем самолет произвел аварийную посадку в «Пулково», где его встречали пожарные автомобили.

«Стюардесса произнесла речь, извинилась за опоздание, попросила подождать, и через секунд 30 сказал речь капитан: не для галочки, не для успокоения. Для себя», - вспоминает другой участник событий.

По сведениям еще одного посетителя форума, внутренний отчет авиакомпании в субботу показал, что самолет на эшелоне потерял управление и падал с огромными кренами вниз около 50 секунд. Потом также быстро все нормализовалось. Происшествие расследует Москва.

Пока расследование инцидента не закончилось, эксперты строят свои предположения о том, что могло произойти в небе между двумя российскими столицами. По мнению летчика, писателя Василия Ершова, столь сильный рывок самолета мог возникнуть из-за сбоя в работе одного из двигателей и возникшего из-за этого разнотяга. При этом Ершов считает, что, несмотря на недоработки, которые могут вскрыться в ходе эксплуатации, Ан-148 способен завоевать отечественный рынок. «Его прототипы, Ан-72 и Ан-74 хорошо летают. Думаю, что все наладится. Я в этот самолет верю гораздо больше, чем в Суперджет», - заявил эксперт.

Другие эксперты больше верят в то, что самолет с эшелона могли «скинуть» непростые погодные условия. Так, президент Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников не увидел в произошедшем ничего страшного. "Случаи сильной болтанки и потери высоты бывают часто. Это происходит во всех концах планеты. Поэтому в авиакомпаниях существует предупреждение для пассажиров: "Будьте пристегнуты ремнями на всем протяжении полета", - считает эксперт в области авиабезопасности.

Отметим, что погодная версия не кажется фантастической — летчики считают весну и начало лета опасными сезонами с неустойчивой погодой и обилием грозовых фронтов. Как раз в пятницу 4 июня в Москве бушевал ураганный ветер, который повалил и повредил 783 дерева. Подтверждают эту теорию и сообщения одного из пассажиров Ан-148, якобы видевшего молнии из окна самолета.

Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев уверен в том, что самолет здесь ни при чем. «Ан-148 прошел испытания во всех широтах и зарекомендовал себя как очень надежный самолет. В данном случае сход с эшелона, скорее всего, произошел из-за сдвига ветра, обусловленного столкновением холодных и теплых воздушных масс», - рассказал он. По его словам, во время такого сдвига ветра самолет может «подскочить» вниз или вверх на километр. Бывает и горизонтальный сдвиг, приводящий к потере или нарастанию скорости воздушного судна. «Конечно, пассажиры испытали некоторые перегрузки, но ничего страшного не было. То, что произошло с Ан-148, происходит достаточно часто», - резюмировал Толбоев.

Интересно, что ранее специалисты ГТК «Россия» свидетельствовали о том, что появление самолета Ан-148 в «Пулково» принесло не только радостные эмоции по поводу возрождения отечественной авиаиндустрии. Новый тип стал объектом постоянной заботы техников. Так, на технической конференции в Петербурге в конце мая генеральный директор "ГТК "Россия" Сергей Белов заявил, что операционные расходы оказались выше, чем расходы на Boeng-737-500. По его мнению, эксплуатация этого типа самолета будет сложной без помощи производителей оборудования и разработчиков. При этом он признал, что в авиакомпании столкнулись с трудностями, вполне ожидаемыми на этапе освоения нового типа.

О имеющихся недостатках самолета упомянул в интервью журналу «Авиаиндустрия» командир летного отряда Ан-148 ФГУП ГТК «Россия» Александр Погорельский. Впрочем, по его мнению, эти недостатки на безопасность полетов не влияют. «Существует «проблема кулонов». Видите ли, русские кулоны медленно ходят. При работе с электрическими системами, в частности, при нажимании кнопок. Если вам довелось работать на персональных компьютерах типа IBM РС с процессором Intel 80286, то вы испытывали нечто подобное. Нажмешь кнопку, а реакция не мгновенная, компьютер «думает»... Вот и приходится свои действия притормаживать по причине «медленного» электричества. Нам хотелось бы, чтобы процессоры стояли мощнее, поскольку мы уже привыкли к мощным настольным компьютерам», - сказал Погорельский.

До этого инцидента самолеты Ан-148 попадали в сводки тревожных новостей нечасто. 2 марта этого года аварийную посадку в самарском аэропорту «Курумоч» совершил самолет, следовавший из Петербурга. У лайнера при заходе на посадку не вышло шасси. После этого Ан-148 ушел на второй круг. Пилоты постарались сделать все от них зависящее, чтобы выпустить шасси. И это им удалось.

Некоторые пассажиры в Интернете уже заявили о том, что в будущем попытаются избежать полетов на новом «экспериментальном» самолете Ан-148. С другой стороны, говорят специалисты, новый тип самолета в период освоения требует гораздо больших трудозатрат и внимания, чем давно освоенные типы, которые эксплуатируются даже несколько десятков лет. Однако «детские болезни», как правило, выявляются на земле и на благополучный исход полета не влияют. «Боинги» и «Эйрбасы» ломаются ничуть не реже, так что однозначно говорить о том, что безопаснее, нельзя», - рассказал «Росбалту» источник, близкий к техническому обеспечению аэропорта «Пулково».

В то же время, нельзя забывать и о том, что Ан-148 — это большой шаг вперед, по сравнению с отечественными самолетами Ту-134 или Ту-154, недавно выведенными из эксплуатации в ГТК «Россия». Летчики считают, что новое украино-российское детище гораздо проще в управлении.

Вот как описывает тот же Погорельский процесс переучивания петербургских специалистов на новый тип: «Сергей Трошин – начальник летного отряда АНТК имени О.К. Антонова, очень опытный летчик. Он «возил» нас на предельные режимы, критические – закритические углы. Он же проверял приобретенные нами навыки. Во время обучения летчики-испытатели АНТК «возили» нас в «зону», там летали на предельных режимах. Самолет многое «прощает» летчику: ошибки, шалости всякие. Конечно, в обычных полетах мы себе никаких шалостей не позволяем. Но в «зоне», без пассажиров, летчики-испытатели показывали нам, что может этот самолет. А может он очень многое».

Возможно, именно технические возможности самолета и мастерство летчиков спасли пассажиров рейса 132 от повторения трагедии, случившейся под Донецком, когда ничто не помешало Ту-154 при сдвиге ветра и сильной грозе свалиться в роковой «плоский штопор».

Ан-148 — это относительно новая разработка украинских и российских авиастроителей. Лицензия на производство самолета принадлежит Украине. Делают машины на двух заводах - в Воронеже и в Киеве. В апреле этого года ГТК "Россия" получила в лизинг уже третий самолет этого типа. Авиакомпания является первым эксплуатантом этого типа в России. Новый Ан-148 выполняет рейсы в Москву, Самару, Ростов-на-Дону, Уфу, Архангельск, а также в Минеральные Воды.

Свой первый коммерческий рейс самолет выполнил 2 июня 2009 года по маршруту Харьков - Киев под флагом компании «Аэросвит». Использование Ан-148 на международных направлениях "Аэросвита" началось в декабре 2009 года. Все летающие Ан-148 выполнили более 1 тыс. полетов на регулярных авиалиниях и перевезли свыше 45 тыс. пассажиров. Ан-148 может перевозить 69-85 пассажиров.

В июле прошлого года управляющая компания «ОАК — Гражданские самолеты» проводила оценку этого проекта, посчитав, что потребности рынка при условии международной сертификации и наличия варианта с западным двигателем составляют 500 лайнеров Ан-148.

Глеб Иванов