Posted 11 июня 2010,, 12:20

Published 11 июня 2010,, 12:20

Modified 1 апреля, 13:31

Updated 1 апреля, 13:31

Ловкость рук фокусника Болдина

11 июня 2010, 12:20
В Петербурге работает около десяти профессиональных фокусников. Один из них - иллюзионист Иван Болдин - поделился с "Росбалтом" секретами своей работы, тем, как на его творчество повлиял Петербург, и как фокусы помогают ему в делах житейских.

В Петербурге работает около десяти профессиональных фокусников. Один из них - настоящий петербургский иллюзионист Иван Болдин - поделился с "Росбалтом" секретами своей работы, тем, как на его творчество повлиял Петербург, и как фокусы помогают ему в делах житейских. Ивану Болдину 29 лет, и иллюзионистом в северной столице он работает уже давно, выступая с концертными программами на общенациональных и корпоративных праздниках.


– Иван, считается, что Петербург – город измышленный, придуманный. Город, в котором очень часто нет разницы между иллюзией и реальностью. И, наверное, фокусников-иллюзионистов у нас гораздо больше, чем в других городах?

– Нет, Это не так. В Москве фокусников гораздо больше. Именно в столице находится центр Российской ассоциации иллюзионистов.

– А сколько фокусников в Петербурге? Триста? Пятьсот?

– Всех, кто занимается этим делом, примерно 50, а настоящих профессионалов – не больше 10… В советское время определить профессионала было очень просто. Если работаешь в Ленконцерте и показываешь фокусы на эстраде, это значит, что ты профессионал. В настоящее время границы как бы стерты. Теперь и самодеятельный фокусник (самоучка) может брать деньги за свои выступления. Профессионал же – тот, кто в своих выступлениях демонстрирует высокий уровень. Вообще, профессионализм в нашей профессии определяется количеством фокусов, качеством показа, умением придумывать свои собственные фокусы. Плюс, конечно, артистизм.


– Каким-то образом Петербург на вас повлиял?

– Не напрямую - опосредованно.

– Как это?

– Иллюзионистом можно стать только в большом городе. В маленьком – просто не выжить. Не стать профессионалом.

– Есть известное латинское выражение: поэтами рождаются, ораторами становятся. А как обстоят дела с фокусниками в этом лучшем из миров?

– Конечно, никто фокусником не рождается. Но становятся ими только люди с определенным талантом, если хотите, с предрасположенностью к жанру.

– С какого момента вы сами почувствовали, что будете фокусником-иллюзионистом?

– В третьем классе увидел выступление фокусника, и это так впечатлило, что вопрос с выбором профессии был решен!

– Какие черты характера нужны для того, чтобы стать фокусником? Человек рассеянный, все на свете забывающий вряд ли станет иллюзионистом...

– Самое главное – это страстное увлечение делом. Только тогда можно ожидать результата.

– Можно ли купить фокус за деньги?

– Да, можно. Есть наборы фокусов для детей. А за рубежом можно купить и профессиональные трюки, я имею в виду соответствующий реквизит для их показа. На Западе индустрия фокусов сильно развита.

– Сколько весит ваш чемоданчик фокусника?

– Если я собираюсь выступать с короткой программой, то килограммов десять. Но если программа длинная, машину приходится загружать полностью.

– Иван, вас приглашали когда-нибудь показывать фокусы по телевидению?

– Неоднократно. Показывал фокусы, рассказывал о своей работе, отвечал на вопросы. Те из моих друзей и знакомых, которые это видели, говорят, что было интересно.

– А если бы вам предложили регулярно выступать с фокусами в какой-нибудь программе? Что бы вы выбрали?

– Мне было бы интересно выступать со своими номерами перед программой, которая называется «Битва экстрасенсов». Глядя на мои фокусы, зрители бы получали нужный настрой... Ну, что и среди экстрасенсов фокусников немало.

– Возможен ли фокус с социальным или даже с политическим подтекстом?

– В принципе, это возможно. И такие попытки были. Например, в 50-60-е годы прошлого века Кио-старший показывал какой-то аттракцион с политическим подтекстом. Но он очень быстро сошел на нет. Его просто зрители не приняли. Ведь для многих фокус – это маленькое чудо. Посмотреть на выступление артиста-иллюзиониста – это как бы оторваться от реальности. Поверить в некую сказку.

– Узкая специализация – это плохо или хорошо? Наверное, у фокусников ценится «многостаночность»?

– Сегодня многоплановость – необходимый фактор успеха. Невозможно держать зал в напряжении, демонстрируя похожие номера.

– Помогает ли умение показывать фокусы в делах чисто житейских? Скажем, вам надо получить какую-то справку или куда-то пройти, а охрана не пускает.

– Нет. Скорее помогает опыт общения с людьми. Взглянув на человека, знаешь, чего от него ждать. Это и помогает добиться своего, того, что нужно.

– А при знакомстве с девушкой допустимо ли интриговать ее завлекательными фокусами?

– Обычно они сами заинтригованные идут после концерта знакомиться.

– Должен ли фокусник быть чуточку гипнотизером, чтобы усыпить внимание публики?

– Почему же чуточку?

– Вам приходится выступать на корпоративных праздниках, на днях рождения, на свадьбах, на встречах Нового года. В каких случаях интереснее?

– Наверное, как и у многих, мой любимый праздник – Новый год. Вот вам и ответ.

– Бывает ли Иван Болдин усталым?

– Когда выйдешь на сцену, любую усталость, как рукой снимет.

– Есть ли у фокусников профессиональные заболевания?

– Единственное профессиональное заболевание – это безграничная, страстная, маниакальная любовь к иллюзионному жанру.

– Может ли фокусник, классно показывающий карточные фокусы, сесть за карточный столик и выиграть у шулера?

– Да, может. А может… и проиграть!


– Как, по-вашему, на чем держится, зиждется любовь к фокусам?

– На загадке. Человека всегда привлекало все необъяснимое.

– Кто лучше воспринимает ваши выступления: мужчины или женщины?

– Женщины более впечатлительны, а мужчины в большинстве своем скептики. Для них главное – докопаться до истины.

– Легко ли показывать фокусы детям?

– Дети – самая трудная, но и самая благодарная публика. Но с ними надо держать ухо востро. Один милый мальчик, приглашенный мною на сцену в качестве помощника, чуть не отстриг мне ножницами палец!

– Должна ли у фокусника быть семья?

– Семья должна быть у любого человека, но в творчестве это обычно мешает.

– Когда у фокусника появляется помощница, то это чаще всего жена?

– Как правило, да. На ассистентке лежит огромная ответственность, а кому из женщин можно доверять больше, чем супруге…

– Сколько времени требуется для того, чтобы освоить фокус и выйти с ним на аудиторию?

– Все зависит от сложности трюка и таланта исполнителя. Для кого-то – полчаса, а для кого-то – целый год.

– А как часто вам приходится тренироваться, пардон, репетировать?

– Если концертный график очень плотный, если я выступаю каждый день, то особой необходимости в репетициях нет. Я и так в форме. Но есть фокусы, которые надо освежать, повторять, хотя бы раз в неделю.

– Есть ли у фокусников профессиональные праздники?

– Официально нет. Говорю без пафоса: каждый выход на сцену для меня праздник.

– В вашем репертуаре есть фокусы и с огнем. А вдруг при показе что-то не то загорится. Вы тогда достанете из рукава мини-огнетушитель? А если серьезно, что можно сказать о технике безопасности во время вашей работы.

– Никаких конкретных предписаний для фокусников нет. Лично я во время репетиции готовлюсь ко всем «сюрпризам».

– Иван, не могу удержаться от вопроса про болдинскую осень фокусника Болдина. Она у вас бывает?

– Бывает. И не только осень… Зима, например.

- Что вас удивило в самое последнее время? Можете похвастаться?

– Могу. На днях я что-то такое читал и наткнулся на очень глубокую мысль одного английского писателя.

- Какую?

– Природа — как фокусник: за ней нужен глаз да глаз.

– А вообще, в книгах писателей или поэтов часто попадаются фокусы?

– Бывает, что и попадаются. Вот чистый фокус, он встречается у Даниила Хармса в стихотворении «Что это было?» К ногам приделал две дощечки, присел, подпрыгнул и исчез…

– Сможете когда-нибудь его повторить?

– Конечно, это же один из самых элементарных.

– А сможете сделать фокус посложнее: забросить планету Земля в другую галактику, а потом вернуть обратно?

– Смогу. Только для этого надо не одну точку опоры, как у Архимеда, а две.

Беседовал Михаил Кузьмин, фото из архива Ивана Болдина