Posted 2 июля 2010,, 15:04

Published 2 июля 2010,, 15:04

Modified 1 апреля, 13:16

Updated 1 апреля, 13:16

Единороссам не до отпусков

2 июля 2010, 15:04
Летняя жара в Москве не приблизила наступление «мертвого сезона». Все еще работает Госдума, не ушли в отпуск ни президент, ни премьер. Причем хозяин Кремля продолжает активно заменять действующих губернаторов. А «Единая Россия» лишь наращивает публичную активность.

Июльская жара, пришедшая в Москву на месяц раньше положенного срока, не приблизила наступление летнего «мертвого сезона». Все еще работает Госдума, не ушли в отпуск ни президент, ни премьер. Причем хозяин Кремля продолжает активно заменять действующих губернаторов. А «Единая Россия» лишь наращивает публичную активность.

Активизация «Единой России» вполне естественна в сложившихся в последнее время условиях. Как уже неоднократно писал «Росбалт» в рубрике «Анатомия слухов», Кремль изменил свое отношения к «партии власти» и дает ей четкие сигналы, что пора учиться работать самостоятельно, без повсеместного применения пресловутого административного ресурса. Единороссы эти сигналы получают и реагируют на них, понимая, что в октябре предстоит серия очередных региональных выборов, и тогда же фактически стартует предвыборная кампания 2011 года.

При этом некоторая часть партийцев оказались как бы на распутье. С одной стороны, им очень хочется не прислушиваться к намекам из Кремля и оставаться главной партией страны, продолжая «каленым железом» выжигать оппозицию. С другой же, все понимают, что списки кандидатов в депутаты очередного созыва Госдумы будут составлять не в партийном штабе в Банном переулке, а на Старой площади. И тот, кто заартачится, в этих списках себя вряд ли найдет.

С этой внутренней нестабильностью, вероятно, связаны и последние инициативы отдельных членов «Единой России». С одной стороны, на недавнем совещании партийцев координатор социально-консервативного клуба Игорь Игошин неожиданно предложил «в предстоящем политическом сезоне поставить вопрос о формализации» политических клубов «Единой России», сформировав из них «хотя бы в будущей Думе внутрифракционные группы». Таким образом, возможно, была сделана попытка «честно» поделить на четыре равные группы между политическими клубами единороссов квоты в формирующемся списке кандидатов на выборы 2011 года.

Гораздо труднее, на первый взгляд, объяснить неожиданно резкое нападение на Алексея Кудрина со стороны единоросса Андрея Исаева, фактически обвинившего вице-премьера и министра финансов в сознательных провокациях, имеющих целью не только снизить рейтинг «Единой России», но и навредить лично премьер-министру Владимиру Путину. Исаев, не очень стесняясь в выражениях, назвал Кудрина «объектом, который заменяет партию» российским либералам. И все бы ничего, если бы затем Высший совет «Единой России» не выпустил заявление, в котором признал «неприемлемыми, социально и экономически неоправданными предложения министра финансов РФ А.Л. Кудрина по повышению пенсионного возраста».

В итоге, пресс-секретарю премьер-министра Дмитрию Пескову пришлось объяснять журналистам, что Кудрин вовсе не попал в опалу у Владимира Путина, в правительстве финансового вице-премьера считают по-прежнему «специалистом с большой буквы», а заявление Высшего совета партии ее лидер, то есть глава кабинета министров, «принял к сведению».

В свою очередь оппоненты «Единой России» назвали детским лепетом, рассчитанным «на простаков», попытки «партии власти» «отклеиться» от Алексея Кудрина и доказать избирателям, что единороссы бывают оппозиционны правительству. И политологи, - хотя, в отличие от оппозиционеров они и не считают заявление Исаева столь уж слабой и бессмысленной попыткой, - склонны с этими предположениями соглашаться.

В частности член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров полагает, что речь идет о попытке «идеологов партии найти такую мишень, которая позволила бы им использовать высокий рейтинг Путина и, вместе с тем, не боясь какого-то конфликта с властью, выступать борцами против правительства». А председатель совета директоров Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что «Единая Россия» намерена дистанцироваться от возможных непопулярных решений и для этого «персонифицирует» ответственность за них.

Таким образом, очевидно, что «партия власти» уже вовсю занимается предстоящими выборами. И в этом ключе для нее принципиально важным оказывается также вопрос переназначения губернаторов Кремлем. Ведь тот же Игошин на заседании хоть и заявил, что «очень важно снять вопрос зависимости региональных отделений от региональной бюрократии, от исполнительной власти в регионе», тем не менее, большинству коллег очевидно, что зависимость эта существует. Соответственно зависит от губернатора, даже при условии неприменения административного ресурса, и электоральный успех партии.

А ситуация с губернаторским корпусом сейчас достаточно нестабильна. Единороссам, очевидно, надо благодарить Кремль за принятое на минувшей неделе решение принять «добровольную» отставку главы Карелии Сергея Катанандова и назначить на его место, пока с приставкой и.о., координатора «Единой России» Андрея Нелидова. Конечно, «партии власти» хотелось бы, чтобы было точно известно, что именно при Нелидове пройдут в октябре региональные выборы в Карелии, а затем и федеральная парламентская кампания. Но сейчас в этом остается все меньше сомнений – недаром экс-губерантор Ленинградской области, а ныне сенатор Вадим Густов заявил «Росбалту», что твердо уверен: главой Карелии станет именно Андрей Нелидов. Густов, кстати, также сообщил, что новый руководитель наверняка примет активное участие в подготовке и проведении выборов в местное Заксобрание. А это, думается, вряд ли негативно отразится на результате единороссов.

Сложнее для партии власти ситуация в национальных республиках, а именно в Чувашии, Башкирии и Калмыкии. Ходят слухи, что «персональные» решения по руководителям там будут приняты не позднее августа 2010 года. А значит, в случае замены руководителей у новых назначенцев для подготовки к октябрьским выборам почти не останется времени.

Правда, в последние дни все чаще звучат предположения о том, что свой пост все же сохранит президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. К нему у федерального центра претензий очень много, однако в последние дни июня Кремль, судя по косвенным признакам, решил его сохранить. Речь идет о идущей сегодня другой избирательной кампании, то есть о выборах президента Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ).

Сегодня этот пост занимает Кирсан Илюмжинов. Но у него есть серьезный соперник – экс-чемпион мира Анатолий Карпов, которого поддерживает еще один бывший чемпион и известный российский оппозиционер Гарри Каспаров, а также значительная часть европейской шахматной общественности. Карпову даже удалось победить по итогам голосования и стать в мае кандидатом на пост президента ФИДЕ именно от России. После этого все заговорили о закате звезды Илюмжинова.

Однако в последних числах июня ситуация резко изменилась. В отставку «по собственному желанию» ушел глава Всероссийской шахматной федерации, а новое руководство немедленно объявило, что на непонятно когда проведенном собрании все же было решено выдвигать на пост главы ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Конечно, исход борьбы во Всемирной шахматной федерации это не определяет – не Москва все же решает, кто станет там президентом. Но зато свидетельствует о поддержке Илюмжинова, по крайней мере, частью кремлевской администрации. И уж в случае его успеха в борьбе за руководство ФИДЕ эти чиновники наверняка смогут доказать его необходимость родине в том числе и на посту президента Калмыкии. А для «Единой России» это значит, что существовавшая ранее в Калмыкии система применения админресурса в ее пользу, скорее всего, сохранится.

Значительно хуже дела обстоят в Чувашии, где у бессменного действующего президента Николая Федорова нет под рукой шахматной доски, а значит нечем и защититься от недовольства Кремля. Тут «Единой России» практически наверняка надо готовиться к смене регионального начальника. Правда, есть и одна радостная новость. Процесс отставки может затянуться до конца года, если Федоров не захочет вслед за Катанандовым и бывшим президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым уходить на почетную пенсию. Хотя в контексте выборов 2011 года эта вероятность не столь уже для единороссов, наверное, и радостная.

Но самый сложный регион - это Башкирия. Местного президента, как поговаривают, Кремль решил менять уже давно, а этой весной начался активный кастинг потенциальных преемников Муртазы Рахимова. Однако уходить бессменный башкирский лидер не намерен. Хотя его сын Урал Рахимов, по слухам, отбыл, на всякий случай, в Австрию с семейными капиталами, отец продолжает цепко держаться за президентское кресло, добиваясь, по мнению политолога Виталия Иванова, гарантий неприкосновенности для себя и своего клана после ухода.

Москва же, судя по всему, такие гарантии давать не торопится. Иначе как объяснить тот факт, что недавно Рахимов дал пройти в республике III Всемирному курултаю башкир, на котором еще и заявил: «Мы сами в состоянии решить все вопросы. Приезжий на посту главы Башкирии – это просто унижение». И этим демонстрация силы с его стороны не закончилась – были еще открытые письма участников Курултая президенту Дмитрию Медведеву, в которых главу российского государства фактически пугают нестабильностью в республике и межнациональными конфликтами.

Москва на это пока не ответила. Но она вряд ли потерпит такой шантаж со стороны одного из региональных руководителей, какой бы стаж нахождения у власти у того ни был. А это значит, что после неизбежного ухода Рахимова президентский пост передадут кому-то, кто не будет в полной мере считаться его преемником. Следовательно, неизбежны, по крайней мере, на первых этапах, его конфликты с региональной политической элитой, доставшейся в наследство от Муртазы Рахимова. То есть если посмотреть на этот вопрос с точки зрения интересов «Единой России», в регионе не будет стабильного административного ресурса для влияния на исход выборов. И это для единороссов плохо, ведь Башкирия всегда давала «партии власти» заоблачные результаты на голосовании.

Иван Преображенский