Posted 5 июля 2010,, 13:40

Published 5 июля 2010,, 13:40

Modified 1 апреля, 13:14

Updated 1 апреля, 13:14

"Для Мариинского театра нет ничего невозможного"

5 июля 2010, 13:40
Композитор и скрипач Мариинского театра Алексей Крашенинников приехал вместе с родителями в Петербург из Казахстана. Скрипку в руки он взял еще в Алма-Ате, однако именно северная столица вдохновила его на серьезное, профессиональное отношение к музыке.

Композитор и скрипач Мариинского театра Алексей Крашенинников приехал вместе с родителями в Петербург в 1990-м году из Казахстана. Скрипку в руки он взял еще в Алма-Ате, однако именно северная столица вдохновила его на серьезное, профессиональное отношение к музыке. В 2004 году он закончил консерваторию по классу "скрипка", а в 2006-м поступил туда же на композиторское отделение (руководитель - профессор Александр Мнацаканян).

С 1999 года Крашенинников работает в Мариинском театре - сначала в молодежном оркестре, а потом - в основном. Сочинением музыки увлекся еще в училище им. Римского Корсакова. Сейчас на его счету несколько серьезных произведений, среди которых два струнных квартета, Концерт для кларнета и струнных, Концерт для скрипки и ударных, вокально-симфоническая поэма "Цхинвал".

Алексею 33 года. Он женат. Из своих хобби называет футбол, в который любит играть с друзьями, боулинг, бильярд... И конечно, музыку.


- Алексей, как получилось, что вы увлеклись музыкой?

- В музыкальную школу меня отправили родители. Отец меня убеждал, что музыка - это то, чем действительно надо заниматься, что эта профессия принесет мне в будущем хорошее положение и достаток. Он сам по профессии экономист, музыкального образования у него нет, зато мама училась в детстве на фортепиано и иногда играла на нем. Вот так я и увлекся музыкой. Хотя помню мучения, когда я только начинал играть на скрипке в музыкальной школе...

- Вы думали тогда, что будете работать в Мариинском театре?

- Нет, конечно, не думал об этом. Но когда я оказался в Питере, у меня вдруг возникло уже осознанное отношение к музыке как к своей профессии, ощущение, что это - мое. В этом смысле сам город оказал огромное влияние на меня. Даже не знаю, как это объяснить... И, конечно же, музыкальная школа №1 (ныне им. Ростроповича), куда я перевелся из Алма-Атинской. Я почувствовал, что оказался в сильной творческой организации, и захотел к ней присоединиться. Это, как в "Игре в бисер" Гессе, как будто ты попадаешь в замкнутую элитную сферу, и ты хочешь оказаться в ней лучшим.

- Как вы попали в театр?

- Когда в 1999 был конкурс в Мариинке, я решил попробовать свои силы. Тогда еще только создавался молодежный оркестр. Я прошел по конкурсу и стал работать в "молодежке".

- Для многих непосвященных Мариинский театр - это что-то выше неба. А изнутри - он какой?

- Мариинский театр - это большое государство, которое всегда перенасыщено событиями. Там всегда что-то творится и всегда что-то новое. Это интересно, но работы, конечно, много. Мы все время крутимся, как белки в колесе, и это дает несомненные результаты. Это - продуктивная деятельность.

- Что для вас самое интересное в работе в Мариинском театре?

- Именно в оркестре - играть концерты. Репетиция - это работа, кухня. А концерт... Во-первых, мы играем хорошую музыку. Во-вторых, оркестр очень сильный. И когда ты играешь хорошую музыку в хорошем оркестре, у тебя есть ощущение, что и ты не зря живешь и чего-то добился. Это дает моральное удовлетворение и некий позитив.

- Работать тяжело?

- Например, на фестивале "Белые ночи" в Петербурге мы даем в месяц концертов 40-60. Очень часто концерты проходят два раза в день плюс репетиции плюс записи... Конечно, физически это тяжело. Но ничего невозможного нет для Мариинского театра, как я давно убедился.

- Скрипач и композитор - достаточно разные профессии. Как стали сочинять музыку?

- Во-первых, я уверен, что профессия композитора не принесет вам горы золота. Этим занимаются, скорее, ради самовыражения. Поэтому я и не думаю пока уходить из оркестра, тем более, что такая работа дает мне огромный багаж для собственного творчества. А начал писать музыку еще в училище. Там я занимался композицией факультативно у замечательного педагога - Нестерова.

- Своим первым серьезным произведением вы называете 1-й Струнный квартет...

- Да, он посвящен памяти моей школьной подруги, которая умерла от лейкемии в 19 лет. Кстати, он именно написан под руководством Нестерова.

- У вас есть кумиры-композиторы?

- Моя любовь к музыке началась с Бетховена. Скупал все записи с его произведениями... Бах, Моцарт, да много... Шнитке, безусловно. Из ныне живущих наших маститых композиторов - конечно, Родион Щедрин.

- Вы же с ним даже лично знакомы...

- Да, в последнее время в Мариинском театре исполянется довольно много его музыки, сам он часто бывает на наших концертах. В один из приездов - года 2-3 назад - я подошел к нему и сказал, что тоже пишу музыку. Тогда он мне ответил: "И правильно делаете". А позже, когда прослушал диск с моими записями, который я ему подарил, написал мне письмо с хорошим отзывом о моей музыке, которым я очень дорожу. Согласитесь, приятно иметь письмо от живого классика!

Письмо Родиона Щедрина Алексею Крашенинникову

- Как рождаются у вас произведения?

- Я уверен, что у всех композиторов процесс творчества происходит по-разному. Я всегда завидовал тем, кому приходят готовые мелодии в голову. У меня такого никогда не было. У меня больше такая, знаете, кропотливая работа, как на стройке. Я собираю по кирпичикам свое произведение, выстраивая его с самого начала.

Премьера кларнетового концерта 2006 год

- А технически как это выглядит?

- Работаю я, в основном, на гастролях, так как у нас очень много поездок. Пишу на компьютере. Без рояля трудно, но ничего не поделаешь... Пользуюсь специальной программой нотного набора, одновременно смотрю, как все выстраивается. Вот, например, "Цхинвал", Концерт для скрипки и ударных и 2-й квартет были написаны на гастролях именно таким образом.

- Как родился "Цхинвал"?

- Замысел поэмы возник, когда я в составе оркестра Мариинского театра на пепелище играл знаменитый концерт с Валерием Гергиевым. Работать над поэмой я начал с октября, когда нашел материал - там используется осетинская песня. Завершил в мае. Это 15-минутная вокально-симфоническая поэма, она заканчивается минутой молчания. Таким образом, аплодисменты здесь неуместны.

Поэтому я не могу сказать, как отреагировали на нее зрители на премьере сочинения, состоявшейся, кстати, на центральной площади Цхинвала ровно через год после трагедии.. Потом мы разговаривали с министром культуры Южной Осетии Тамерланом Дзудцовым, он поблагодарил меня, правда, пожелал, чтобы следующее произведение оказалось более оптимистичным.

На репетиции поэмы "Цхинвал"

- Как коллеги относятся к вашему творчеству?

- Надеюсь, они не считают меня плохим композитором. По крайней мере, никто мне еще не говорил, что я занимаюсь не своим делом. Впрочем, лучше у них спросить.

- А художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев дал какую-то оценку?

- Лично мне он ничего не говорил на этот счет. Но, как мне кажется, относится к моей деятельности благожелательно.

- Как часто исполняются ваши произведения на публике?

- Не очень часто... Дело в том, что пока что я сам не очень активно занимаюсь распространением своей музыки, хотя, надо, конечно, работать и в этом направлении. В основном, мои произведения исполняются в Мариинке на камерных концертах, зарубежные премьеры скрипичного концерта и 1-го квартета состоялись в Израиле в 2008 году, кроме того, я постепенно начинаю участвовать в фестивальной жизни Питера. К примеру, в октябре планируется исполнение кларнетового концерта в рамках фестиваля "Неделя консерваторий".

- Есть ли возможность познакомиться с вашей музыкой через интеренет?

- Моя коллега и подруга создала группу "Вконтакте", которая называется "Музыка Алексея Крашенинникова". Это, пожалуй, единственное место в интернете, где можно найти мои произведения.

- Это сложно - состояться как композитору?

- Пробиваться сложно. Как часто бывает, многие композиторы получают признание либо в конце жизни, либо после смерти. Даже многие шедевры XX века сейчас незнакомы широкой публике. А о чем говорить тем, кто сейчас работает?! Тут важна поддержка сильных людей, бизнесменов, спонсоров, чтобы делать концерты, как можно чаще исполнять свою музыку.

- А какая она - ваша музыка? Как вы ее сами определяете?

- Я не люблю музыку, которая не близка и труднодоступна слушателям. В XX веке закончились мелодии, гармонии, и некоторые считают, что современная музыка не может быть хорошей. И, правда, приходишь на концерт, слушаешь какофонию, а тебе говорят, что это гениально. Ты уходишь домой, ничего не поняв, и чувствуешь, что ты абсолютно недалекий, ничего не смыслящий в музыке человек. Так вот я бы хотел писать так, чтобы музыка привлекала внимание обычных людей, а не музыкантов и специалистов. Главное - удивить, растревожить, даже просто развлечь - но не оставить равнодушным. Я ставлю себе цель, чтобы моя музыка трогала. Чтобы она шла от души, а не от ума.

- Что у вас в планах?

- Прежде всего, дописать 2-ю часть Второго струнного квартета. А затем - произведение для оркестра. Во-первых, это будет моей дипломной работой, а во-вторых, я и сам давно хотел написать что-то в этом роде. А из глобального - в будущем я хотел бы обязательно написать что-то по Достоевскому. Это один из самых моих любимых писателей. Но пока что для меня это слишком серьезная задача, к которой, возможно, я еще не готов.

Беседовала Наталия Буш

Фото из архива Алексея Крашенинникова, его музыку можно послушать здесь и здесь