Posted 5 июля 2010,, 15:29

Published 5 июля 2010,, 15:29

Modified 1 апреля, 13:14

Updated 1 апреля, 13:14

Таможенное перемирие Лукашенко

5 июля 2010, 15:29
Президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали заявление о вступлении в действие Таможенного кодекса. Между тем, эксперты предполагают, что ратификация этого документа не снимет части проблем, стоящих перед главными членами Евразийского экономического сообщества.

В рамках проходящего в Астане саммита ЕврАзЭС президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали заявление о вступлении в действие Таможенного кодекса трех государств. Между тем, эксперты предполагают, что ратификация этого документа не снимет части проблем, стоящих перед главными членами Евразийского экономического сообщества.

В понедельник во дворце «Акорда» собрались президенты России, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Киргизии, а также их коллеги из Армении и Украины (стран - наблюдателей ЕврАзЭС). Вопросы, которые предстояло решить главам государств на заседании Межгоссовета Евразийского экономического сообщества, были весьма серьезными. Лидеры государств-членов этой организации обсуждали процесс ее функционирования и ход исполнения принятых ранее решений.

Напомним, что Евразийское экономическое сообщество, созданное в октябре 2000 года, - международная экономическая организация, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ государств-участников, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. ЕврАзЭС было образовано на основе созданного в 1995 году Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. Инициатором в 2000-м году выступил Владимир Путин.

При создании сообщества перед его участниками были поставлены три основные задачи - обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза, образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Однако после того как инициаторам создания ЕврАзЭС стала очевидна его слабая работоспособность, в августе 2006 на межгосударственном совете было принято решение создать для начала тройственный Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

ЕврАзЭС в нынешнем его виде явился своего рода порождением «разноскоростной интеграции», возникшим в конце ХХ века в результате необходимости создания в рамках СНГ эффективно работающей зоны свободной торговли. Как полагает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета - Высшая школа экономики Андрей Суздальцев, «ЕврАзЭС - своеобразная экономическая конструкция». Все ее основные силы и главные члены, такие, как Россия и Казахстан, расположены в Центральной Азии, а Белоруссия оказалась в роли придатка, и то благодаря тому, что это как бы «западный балкон» Союзного государства».

Вместе с тем, как отметил Андрей Суздальцев, «интеграционный проект имеет шанс выжить и развиться, если среди его членов существует хотя бы один субъект мировой экономики и мировой политики». Тем не менее, хотя Россия в какой то момент ослабила управление интеграционными процессами на постсоветском пространстве, а Казахстану пока не удалось заявить о себе как о лидере, ЕврАзЭС развивается и работает. Примером чему может служить подписанное сегодня президентами России, Казахстана и Белоруссии заявление о вступление в действие Таможенного кодекса. И произошло это несмотря на многочисленные скандалы, сопровождавшие процесс ратификации трехстороннего соглашения.

На протяжении десяти лет между Москвой и Минском возникали разного рода экономические скандалы, включая самый последний – газовый. Как следствие, белорусский лидер Александр Лукашенко держал долгую паузу, не подтверждая, но и не опровергая того факта, что его страна все же вступит в Таможенный союз. Буквально до последнего дня из-за сохраняющейся особой позиции Минска по пошлинам на нефтепродукты Союз складывался в формате российско-казахстанской «двойки», а не «тройки», как это было задумано изначально.

Только за день до саммита Лукашенко подтвердил, что Белоруссия ратифицировала все соглашения, касающиеся Таможенного союза, в том числе Таможенный кодекс. Таким образом, тройственное объединение состоялось. Правда, эксперты считают, что и в нынешней его конфигурации Союз столкнется со множеством проблем.

Одной из таких проблем Суздальцев называет «управляемость комиссий Таможенного союза». «Оказалось, что эти вопросы будут решаться путем консенсуса, а это означает опасность, что России будут навязывать невыгодные для нее решения», - опасается собеседник «Росбалта».

«В принципе, с самого начала было понятно, что Белоруссия никуда не денется и в Таможенный союз вступит, потому что не вступление – катастрофа для ее экономики», - продолжает Андрей Суздальцев. По его словам, за последние 15-16 лет экономика Белоруссии получила от России в виде различного рода дотаций около $52 млрд. «Они привыкли к этим деньгам. Поэтому тяжело воспринимают процесс вывода двусторонних отношений на нормальный рыночный уровень, который присущ каждым нормальным странам. Официальный Минск позиционирует Белоруссию как суверенное, независимое государство, но не хочет понимать, что суверенитет и независимость стоят денег. Они считают, что их суверенитет должна оплачивать Россия, а отсюда - противоречия и проблемы во взаимоотношениях с Москвой», - посетовал собеседник «Росбалта».

Как отметил эксперт, «Лукашенко хотел, чтобы Россия оплатила его вступление в Таможенный союз». По мнению Андрея Суздальцева, «ежегодный взнос должен был составить $6-7 млрд», но «им объясняли, что участие в Таможенном союзе – уже принесет выгоды, которые несоизмеримы с их стремлением сохранить старую систему датирования белорусского государства со стороны России».

«Это происходило очень тяжело, болезненно, со взаимными оскорблениями и обидами, - продолжает Суздальцев, - но в итоге Лукашенко вошел в Союз, хотя и не смог «пробить» свои условия, такие, например, как «беспошлинная нефть». «Видимо, его все-таки убедили, что неучастие в Таможенном союзе несет еще большие потери для белорусской экономики», - считает эксперт.

Сам Лукашенко, похоже, от сомнений еще не избавился. «Мы будем исходить из того, что любой союз, особенно близких братских государств, должен быть во благо, приносить благо народам, в том числе Таможенный союз. Поживем – увидим», - сказал он журналистам после саммита в Астане.

Эти сомнения уже в ближайшее время могут воплотиться в еще одну вполне конкретную проблему. Как полагает эксперт «Росбалта», неизвестно по какой схеме будут контролироваться внешние границы Таможенного союза. Понятно, что если бы Минск не присоединился к Таможенному союзу, то через некоторое время на границе России и Белоруссии появилась бы нормальная таможня.

Пока же получается, что рубежи таможенного объединения будут «обеспечивать казахские и белорусские таможенники». «Я чувствую, - сказал Суздальцев, - что Лукашенко будет «костьми ложиться», но не допустит жесткого контроля с российской стороны. А это - очень хорошая возможность заработать на контрабанде. Злоупотребления будут, и этот вопрос нужно будет решать».

Дмитрий Пановкин