Posted 9 июля 2010,, 14:04

Published 9 июля 2010,, 14:04

Modified 1 апреля, 13:10

Updated 1 апреля, 13:10

Англии и США вернули их "героев"

9 июля 2010, 14:04
В Вене завершена «сделка века» между властями России и США: обмен десяти агентов Службы внешней разведки, задержанных на американской территории, на четверых граждан, признавших себя виновными в шпионаже в пользу западных разведок.

В Вене завершена «сделка века» между властями России и США. В столице Австрии состоялся обмен десяти агентов Службы внешней разведки, задержанных на американской территории, на четверых граждан нашей страны, признавших себя виновными в шпионаже в пользу западных разведок. Это ученый Игорь Сутягин, экс-сотрудник СВР Александр Запорожский, отставной военный Сергей Скрипаль и бывший сотрудник КГБ СССР Геннадий Василенко. Последний был осужден в России за общеуголовные преступления, но еще в 1990-е годы он обвинялся в шпионаже в пользу США, тогда, впрочем, вину офицера доказать не удалось. А разоблачил его один из самых известных российских разведчиков – сотрудник ФБР Роберт Ханссен.

Из бесед с представителями спецслужб и близкими фигурантов сделки становится ясно, как развивались события. Переговоры о межгосударственном обмене заключенными начались почти сразу после того, как 27-28 июня в США были арестованы десять агентов СВР. В частности, 4-5 июля из российских колоний в СИЗО «Лефортово» стали свозить представителей российского «обменного фонда». Игоря Сутягина доставили в столицу из Даниловской колонии (Архангельская область), Сергей Скрипаля - из колонии в Мордовии и т.д.

Четырем заключенным предложили подписать специально подготовленные соглашения. В них они должны были, если не сделали этого раньше, полностью признать свою вину в работе на иностранные разведки, попросить помилования у президента России, а также заявить о своем желании сразу же уехать за пределы нашей страны. При этом фигурантам сделки разрешали оставаться гражданами РФ и не запрещали через определенное время вернуться в Россию.

Все четверо предполагаемых участников обмена документы подписали, после чего им организовали свидание с родственниками. В частности, Игорь Сутягин смог увидеться с братом, мамой, женой и дочерьми, Сергей Скрипаль - с сыном. В четверг президент Дмитрий Медведев подписал указ о помиловании обмениваемых, их всех на самолете отправили в Вену. Из Австрии участников обмена должны доставить в Лондон, откуда они вольные лететь в любую часть света.

4-5 июля в США начались аналогичные переговоры и с агентами СВР. Правда, здесь возникли небольшие проблемы. Большая часть задержанных согласилась признать вину и быть высланными в Россию. И только настоящая иностранка (все остальные агенты являлись россиянами и жили за границей по подложным документам граждан США и Канады) Вики Пелайес взяла время на раздумье. Однако, по словам адвокатов женщины, российские власти пообещали, что ей в РФ будет предоставлено жилье, ежемесячная стипендия в $2 тыс., а также возможность в любой момент улететь за границу. В результате Пелайес тоже согласилась быть обмененной, но заявила, что, скорей всего, улетит из России на свою историческую Родину в Перу.

10 агентов СВР заключили стандартное соглашение с властями США, по которому они полностью признали свою вину в «преступном сговоре с целью действий в качестве агентов правительства России без предварительного уведомления министерства юстиции США». Прокуратура же отказалась от обвинений в «отмывании» денег и пообещала не требовать для арестованных сурового наказания.

Когда в Москве была ночь, в Нью-Йорке начался суд, проходившей довольно стандартно. Служитель Фемиды интересовался у агентов, признают ли они свою вину, на что они отвечали положительно. Дополнительные вопросы вызывали у арестованных очевидное замешательство. Вмиг ставшая звездой иностранных СМИ Анна Чапман, была несколько смущена, когда судья спросил ее, признает ли она, что «реализуя преступный заговор» обменивалась через ноутбуки сведениями с российскими официальными лицам. Чапман долго смотрела на своего адвоката, потом равнодушно пожала плечами и ответила «Да». По окончании процесса защитник девушки сказал, что его клиентка намерена пообщаться с родственниками в Москве, а потом планирует уехать в Лондон, в котором жила много лет и который считает родным городом.

Суд Нью-Йорка признал всех агентов СВР виновными, приговорил их к уже проведенному в тюрьме сроку, а также принял решение о немедленной депортации. Уже в пятницу все десять человек вылетели из США на чартерном самолете в Вену. Там сегодня и прошел обмен заключенными.

Как уже сообщал «Росбалт», с тремя российскими заключенными ситуация была предельно ясная - ученый Игорь Сутягин, экс-офицер российских спецслужб Сергей Скрипаль и бывший сотрудник СВР Александр Запорожский были осуждены в России на крупные сроки за работу на американскую и британскую разведки. Геннадий Василенко, в отличие от них, отбывал срок за хранение оружия и оказание сопротивления милиции. Однако, как выяснилось, он подозревался в шпионаже еще в 1990-е годы.

Согласно данным бывших сотрудников спецслужб, Геннадий Василенко начинал службу в 1-ом отделе КГБ СССР, занимавшимся США, потом его перевели в управление внешней конттразведки. В качестве специалиста по противодействию американской разведке Василенко отправили в Вашингтон, где он сдружился с агентом ЦРУ Джеком Платтом. Вначале сотрудник КГБ СССР извещал руководство обо всех своих встречах с американцем, заявлял, что пытается его завербовать, а потом объявил, что данная связь прервалась.

В 1988 году сотрудник ФБР Роберт Ханссен (в 2001 году осужден в США на пожизненный срок), который работал на советскую разведку, передал КГБ информацию о том, что Василенко не прекратил своего общения с Платтом и, скорее всего, завербован им. Находившегося в то время в Южной Америке Василенко вызвали в Кубу, там он был арестован, после чего переправлен в СИЗО «Лефортово». Однако доказать вину подполковника в шпионаже так и не удалось, он был только уволен из КГБ СССР.

После перестройки Василенко стал учредителем нескольких частных охранных предприятий, а в 2003 год занял должность заместителя начальника службы безопасности телекомпании «НТВ+». Спустя два года он вновь оказался за решеткой, на этот раз уже в рамках дела о покушении на руководителя «Мострансгаза» Алексея Голубничего. Неизвестные заложили мощную бомбу в клумбу у дома 15-1 по Никулинской улице, в котором проживал Голубничий. 13 октября 2004 года бизнесмен вышел из дома рано утром, почти сразу сработала «адская машинка». Руководитель «Мострансгаза» не пострадал, ранения получила оказавшаяся рядом сотрудник фирмы «Стройэкология» Людмила Макарова.

Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, расследуя это дело, оперативники вышли на некоего Алексея Мачнева. При обыске его квартиры в Гурьевском проезде была обнаружена бомба, снаряженная 50 г гексогена (800 г в тротиловом эквиваленте). Когда сыщики стали выяснять источники получения взрывчатки, в поле их зрения попал и Геннадий Василенко. 26 августа 2005 года в его квартире на улице Маршала Василенко был изъят целый арсенал оружия: два пистолета испанского производства, пистолет, произведенный в США, ПМ, 14 патронов. Осматривая гараж Василенко на улице Расплетина, оперативники нашли 200-граммовую тротиловую шашку, подрывной патрон с 270 г тротила, а также два электродетонатора. В отделении милиции экс-сотрудник КГБ СССР попытался изувечить одного из сыщиков авторучкой.

Причастность Василенко к покушению доказать не удалось, поэтому ему предъявили обвинения только в незаконном хранение оружия и взрывчатки, а также оказании сопротивления милиции. В 2006 году Головинский суд Москвы приговорил его к трем годам в колонии поселения. Однако пока сотрудник КГБ находился в тюрьме, теперь уже российские спецслужбы вспомнили о старых подозрениях в шпионаже. У ФСБ появилась информация, что даже после увольнения из КГБ Василенко продолжал встречаться с представителями ЦРУ и мог передавать им секретную информацию. Поэтому на свободу он в 2008 году так и не вышел. А 5 июля 69-летний Василенко признал свою вину в шпионаже и отправился в Вену. «Не исключаю, что внести его в обменный список попросил Джек Платт», - рассказал «Росбалту» один из бывших сотрудников спецслужб.

Александр Шварев