Posted 20 июля 2010,, 09:37

Published 20 июля 2010,, 09:37

Modified 1 апреля, 13:02

Updated 1 апреля, 13:02

«НГ»: Конфликт между главными акционерами «Норникеля» продолжается

20 июля 2010, 09:37

МОСКВА, 20 июля. Продолжается конфликт между главными акционерами ГМК «Норильский никель». В активную фазу он перешел после собрания акционеров, на котором был избран совет директоров «Норникеля», где у владеющих практически равным количеством акций «Интерроса» и РУСАЛа получилось разное число сторонников. Компания Олега Дерипаски, похоже, оказалась в явном проигрыше, отмечает «Независимая газета».

На днях представители РУСАЛа заявили, что ГМК отказывается предоставить копии бюллетеней с результатами голосования на годовом собрании акционеров 28 июня. По закону копии должны быть предоставлены в течение семи дней с момента получения запроса. Однако «Норникель», как утверждают в РУСАЛе, сообщил лишь, что бюллетени переданы в ФСФР. В РУСАЛе в связи с этим полагают, что поведение менеджеров ГМК «несет в себе огромный риск для всех акционеров «Норильского никеля» с точки зрения разрушения стоимости компании».

Издание напоминает, что в августе 2008 года, совет директоров «Норникеля» в ходе заочного голосования принял решение о приобретении собственных акций в количестве 7 947 тыс. штук (около 4% уставного капитала ГМК). В качестве основной цели предстоящего buyback (обратного выкупа собственных акций) акций ГМК гендиректор Владимир Стржалковский назвал поддержку ценных бумаг «Норникеля», которые к тому времени изрядно «просели». Эксперты отмечали, что владелец «Интерроса» Владимир Потанин пытается усилить свои позиции и ослабить позиции конкурента – Олега Дерипаски. Buyback позволил бы Потанину увеличить эффективную долю и фактически голосовать пакетом акций, превышающим 30%, легализуя контроль над компанией в ущерб миноритарным акционерам.

«Объявленный buyback является способом не дать переизбрать совет директоров компании и, таким образом, оставить контроль за Владимиром Потаниным, – отметила тогда аналитик ИК «Атон» Ольга Митрофанова. – Более того, если будет принято решение о доизбрании четырех кандидатов, «Интеррос» сможет провести своих кандидатов и еще сильнее укрепить позиции в компании. Позиции РУСАЛа, напротив, сильно ослабятся. Очевидность данного вывода подкреплена временными рамками выкупа. По закону собрание акционеров, на котором решается вопрос о переизбрании совета директоров компании, проходит не ранее, чем через 70 дней после официального объявления о собрании. РУСАЛ планировал потребовать внеочередного собрания в начале сентября, следовательно, само оно пройдет не ранее чем в начале ноября. К этому времени 4% акций станут казначейскими и не будут иметь права голоса, поэтому эффективная доля Потанина действительно увеличится».

Естественно компания Олега Дерипаски подала в суд. Однако на скупку акций и активов у своих акционеров «Норникель» успел потратить около 86 млрд руб. Потом конфликтом заинтересовались «на самом верху». Игорь Сечин, как писали «Ведомости», «взялся за «Норильский никель». «Вице-премьера интересует финансовое положение компании, ее сделки с акционерами, принесшие выгоду в основном последним, – сообщало тогда издание. – Те же вопросы разом возникли у Счетной палаты, ВЭБа, ВТБ, а еще у Алишера Усманова, который грозит «Норникелю» судом. Кроме того, вице-премьера интересовал вывод из-под контроля «Норникеля» пенсионного фонда и геологоразведочных лицензий в пользу группы «Онэксим».

В итоге, впрочем, стороны пришли к мировому соглашению, а разбирательство по спорам так и не было завершено. Но, судя по последним событиям, Владимир Потанин не оставляет попыток усилить позиции в компании в ущерб другим акционерам. Благо, что сегодня «Интеррос» значительно укрепил свои позиции в ГМК «Норильский никель».

В недавнем интервью «Коммерсанту» (см. номер от 15.07.10) гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский, отвечая на вопрос, не потому ли менеджмент «Норникеля» и «Интеррос» стремились получить большинство в совете директоров, в частности, чтобы провести еще один обратный выкуп акций ГМК, скромно ответил: «Я не исключаю такой возможности». Но, правда, добавил, что пока такого вопроса на повестке дня нет.