Posted 20 июля 2010,, 14:16

Published 20 июля 2010,, 14:16

Modified 1 апреля, 13:02

Updated 1 апреля, 13:02

Охотоведа и VIP-браконьеров рассудит СКП РФ

20 июля 2010, 14:16
Прокуратура Московской области и СКП РФ проверяют уголовное дело в отношении охотоведа Мособлохотуправления Александра Довыденко, о задержании которым vip-браконьеров сообщал «Росбалт».

Прокуратура Московской области взяла на проверку уголовное дело в отношении охотоведа Мособлохотуправления Александра Довыденко. Как уже сообщал «Росбалт», зимой 2010 года Довыденко задержал vip-браконьеров вместе с добычей, однако в результате ему самому предъявили обвинения. Оценку деятельности высокопоставленных охотников намерен дать и Следственный комитет при прокуратуре РФ. Но с самим охотоведом никто из проверяющих почему-то пообщаться не спешит.

«Росбалт» уже подробно рассказывал об этой истории 1,5 месяца назад. 6 февраля 2010 года охотовед Александр Довыденко увидел, как из леса у садового товарищества «Планер», расположенного в Дмитровском районе Подмосковья, выехала группа мужчин на снегоходах с санями. На них лежали туши лосей, на которых охота разрешена только до 31 декабря. Довыденко попытался задержать мужчин, однако те решили от него скрыться.

В частности, один охотник (позже выяснилось, что это был начальник управления промысловой геологии и разработки месторождений ОАО «Газпром» Геннадий Кучеров) запрыгнул в свою машину и хотел уехать. Охотовед не дал этого сделать, преградив дорогу иномарке. Другой охотник (им оказался сотрудник местного ДРСУ Владимир Киселев) развернул свой снегоход обратно в лес.

«Я бросился наперерез, крикнул «Стоять, охотоинспекция!», а затем произвел несколько выстрелов в воздух. Однако снегоход просто сбил меня. Несмотря на это, я сумел зацепиться за него, машина налетела на большой сугроб, я упал, - рассказал Довыденко «Росбалту». — Я произвел еще несколько выстрелов в воздух, вслед снегоходу, однако он продолжал удаляться». Позже снегоход перевернулся, управлявший им человек получил небольшие травмы. «Он был самым пьяным из всех, еле стоял на ногах, а от экспертизы отказался», — сообщил Довыденко.

Среди задержанных оказался и местный егерь, который сразу объявил, что Довыденко помешал охотиться «очень большим людям». Позже очевидцы утверждали, что в тот день в лесу, помимо топ-менеджера «Газпрома» и ряда местных коммерсантов, находились генерал милиции - начальник одного из ОРБ МВД РФ, глава одного из районных УВД Подмосковья и сопровождавшие их лица.

К месту ЧП съехалось шесть милицейских машин. Но присутствие людей в форме не смущало охотников, которые пугали Довыденко неприятностями, угрожали ему. Охотовед все же написал заявление об имевшем место факте браконьерства, было возбуждено дело по ст.285 УК РФ (незаконная охота).

«После этого мне и в УВД Дмитровского района, и в местной прокуратуре неоднократно предлагали «по-хорошему» забрать заявление, но я категорически отказался», — отметил Довыденко. Далее, по его словам, один высокопоставленный милицейский начальник заявил: «Тогда мы посадим тебя самого». Вскоре угроза начала сбываться.

В марте 2010 года (спустя месяц после инцидента) Владимир Киселев написал заявление в прокуратуру о том, что Довыденко стрелял в него на поражение, в результате чего он получил травму пальца. В качестве доказательства заявитель представил бушлат и лобовое стекло снегохода с дырками. Следственный отдел по Дмитровскому району СУ СКП РФ по Московской области возбудил на охотоведа уголовное дело. В июне ему предъявили обвинения в окончательной редакции — по ч. 3 статьи 286 УК РФ (превышение полномочий с причинением тяжких последствий). По ней охотоведу грозит до десяти лет тюрьмы.

Когда Довыденко закончил знакомиться с материалами дела, то обнаружил, что они не прошиты и не пронумерованы. «При мне следователь Ильин все прошил, вечером я просматривал ксерокопии материалов дела и заметил, что на части страниц номера не проставлены», - рассказал «Росбалту» охотовед. По его словам, на следующий день он отправился к следователю и застал его за тем, что он расшивал тома дела. «Это происходило уже после ознакомления, туда могли вложить какие угодно материалы, – отмечает Довыденко.

Следователь ничего объяснять не стал и охотовед написал жалобу в прокуратуру Дмитровского района. Однако оттуда пришел весьма странный ответ – следователь имеет право расшивать дело, но лишь до стадии ознакомления. «Я сообщаю, что дело расшили после ознакомления, а меня как будто не слышат и пишут вот такую бумагу», - возмущается охотовед.

В результате обвинительное заключение ушло на утверждение в ту же прокуратуру Дмитровского района, его там подписали и попытались вручить Довыденко, в том числе и при помощи участкового. Однако мужчина отказался принимать документ в отсутствие адвоката. Вместе с защитником он пришел в прокуратуру в назначенный день. По словам Довыденко, зампрокурора на его глазах убрал обвинительное заключение в стол и заявил, что выдавать его на руки отказывается. А прокурор так и просто попросил охотоведа покинуть здание. Причина таких действий вскоре выяснилась.

После ряда публикаций, в то числе и на сайте «Росбалта», дело на проверку забрала вышестоящая инстанция - прокуратура Московской области, до ее решения обвинительное заключение охотоведу выдать просто не решились. «Должны быть назначены новые экспертизы, - отметил «Росбалту» Довыденко. - Свидетели видели, что после задержания на лобовом стекле снегохода Киселева не было никого отверстия. Любой врач скажет, что полученная им незначительная травма пальца не могла появиться из-за пулевого ранения. Дело просто сфабриковано. Если бы я стрелял на поражение, то уж точно бы попал в цель».

Впрочем, сам охотовед не очень верит в объективность проверки. «Я не знаю, как можно что-то проверять и ни разу не побеседовать со мной, - сообщил Довыденко. - Ко мне ни из Мособлпрокуратуры, ни из Следственного комитета при прокуратуре РФ пока никто не обращался».

Последнее ведомство объявило, что по распоряжению главы СКП РФ Александра Бастрыкина начинает проверку сведений о факте «участия в незаконной охоте высокопоставленных должностных лиц». А проверить есть что - расследование данного дела вполне может лечь в основу фельетона.

Вначале дознаватели выдвинули версию, что охотники в животных не стреляли, а просто натолкнулись в лесу на туши лосей, после чего - как добропорядочные граждане - решили их сдать в соответствующие органы. Под напором жалоб Довыденко милиционеры все же допросили часть участников охоты, в том числе местных бизнесменов и топ-менеджера «Газпрома». Тогда на свет появилась новая версия: в зверей стрелял безработный Вадим Щенников, а потом он по рации вызвал других участников сафари. В результате Щенникову и предъявили обвинения.

«Согласно показаниям многочисленных свидетелей, в тот день у Щенникова вообще не было при себе ружья, как он умудрился «завалить» лосей - непонятно, - отмечает Довыденко. - Более того, по действовавшим на тот момент правилам охоты любой человек, остановленной с тушей животного, охота на которого запрещена, считается участником незаконной охоты, то есть браконьером. Почему обвинения предъявили только одному Щенникову - непонятно. Вернее - понятно, но это явно незаконно».

«Благодаря СМИ данная ситуация стала общественно известной, - заявил «Росбалту» Владимир Жеребенков, председатель межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек», которая представляет интересы Довыденко. - Я надеюсь, что проверки будут проведены объективно и по делу Довыденко примут справедливое решение. Никакого превышения полномочий не было, охотовед просто выполнял свою работу и действовал законно»».

Александр Шварев