Posted 4 августа 2010,, 14:39

Published 4 августа 2010,, 14:39

Modified 1 апреля, 12:50

Updated 1 апреля, 12:50

Иран воюет с Израилем чужими руками?

4 августа 2010, 14:39
Новый ливано-израильский конфликт, неожиданно разгоревшийся во вторник, может быть связан с обострением ситуации вокруг Ирана. Недаром на следующий день после перестрелки на границе Израиля и Ливана в иранского президента Махмуда Ахмадинежада бросили то ли петарду, то ли бомбу.

Новый ливано-израильский конфликт, неожиданно разгоревшийся во вторник, может быть связан с обострением ситуации вокруг Ирана. Недаром на следующий день после перестрелки на границе Израиля и Ливана в иранского президента Махмуда Ахмадинежада бросили то ли петарду, то ли бомбу.

Напомним, что столкновение на ливано-израильской границе произошло утром 3 августа. В результате перестрелки погибли, по данным AFP, четверо ливанцев (трое военных и журналист), а также высокопоставленный израильский офицер. Конфликт начался с того, что ливанские военнослужащие, охранявшие границу, открыли огонь по израильскому патрулю, посчитав, что тот зашел на территорию их страны. Израильтяне в свою очередь заявляют, что их патруль не пересекал границы. Проблема, как это часто бывает, в разной трактовке сторонами собственно понятия рубежа между странами: ливанцы подразумевают забор, разделяющий позиции двух армий, а израильтяне – условную линию границы.

В ходе перестрелки была задействована артиллерия и авиация. В частности, солдаты Армии обороны Израиля, по данным местных СМИ, выпустили по территории Ливана как минимум четыре ракеты. Есть также сведения, что ливанская армия обстреляла Израиль из системы залпового огня «Катюша». А после завершения перестрелки над местом боестолкновения долго барражировали израильские вертолеты.

В среду, хотя военные двух стран и заявили, что вооруженный конфликт продолжения иметь не будет, израильское командование перебросило воинские части и бронетехнику к северной границе. В частности, инженерные части начали возведение дополнительных укреплений напротив сектора Эль-Эдейса-Тэйба-Кфар Килла, где в минувшие сутки имел место вооруженный инцидент. По сообщению армейской радиостанции, «направление подкреплений к границе должно стать ясным сигналом ливанскому правительству».

Таким образом, израильтяне подтверждают ранее прозвучавшие заявления о том, что считают произошедшее провокацией с ливанской стороны. Чтобы доказать свою правоту, израильская армия распространила в среду данные аэрофотосъемки района, где произошел конфликт. На опубликованных снимках видно, что израильские военнослужащие находились на территории своей страны в тот момент, когда по ним был открыт огонь, и не пересекали границу с Ливаном.

В свою очередь ливанское руководство возложило ответственность за произошедшее на Израиль и требует вмешательства ООН и мирового сообщества. Высший совет обороны Ливана, собравшийся под председательством президента Мишеля Сулеймана, принял обращение к ливанскому народу и вооруженным силам, в котором выражается решимость «отразить вероломное израильское нападение, невзирая на жертвы». Войскам отдан приказ находиться в состоянии повышенной боеготовности. Даже обычно противостоящие друг другу политические партии Ливана практически единогласно приветствовали «отпор, который дали вторгшемуся противнику ливанские военнослужащие».

Показательно также выступление лидера проиранской группировки «Хэзболлах» Хасана Насраллы, который уже вечером 3 августа заявил, что боевики его организации дадут отпор армии Израиля, если ее солдаты вновь атакуют ливанских военнослужащих. «Мы отрубим руку Израиля, если она протянется к армии Ливана», - цитирует слова Насраллы AFP. Подчеркивая заметно возросший уровень влияния своей организации на власти и армию Ливана, Насралла сообщил, что пока отдал приказ своим боевикам не вмешиваться, пытаясь таким образом избежать эскалации конфликта. Таким образом, он явно отметил изменение ситуации, по сравнению с ливано-израильским конфликтом 2006 года, когда армия Ливана придерживалась формального нейтралитета, а военные действия против Израиля вела только «Хэзболлах». Теперь же вооруженное противостояние начали военные, а «Хэзболлах» готова их поддержать, а может быть, – и возглавить.

«Ливан будет разменной картой в войне Израиля и Ирана», - полагает в связи с этим директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. «Сейчас на территории Ливана находится около 40 тыс. ракет, которые принадлежат террористическому движению «Хэзболлах». Естественно, что когда-нибудь они выстрелят», - отмечает эксперт, по мнению которого, конфликты Израиля и Ливана планируют в Тегеране.

С этим утверждением можно было бы не согласиться, если бы не инцидент, который произошел в среду в Иране. Президент страны Махмуд Ахмадинежад приехал для выступления перед своими сторонниками в город Хамадан, и там неизвестный бросил в его кортеж то ли самодельную петарду, то ли бомбу. Сначала речь шла, как в западных, так и в иранских СМИ, именно о покушении на жизнь светского лидера государства. Правда, позднее его пресс-служба заверила журналистов, что речь шла о простой петарде, зажженной в честь Ахмадинежада, - мол, бросавший ее переусердствовал.

Вот только после появления этого официального объяснения осталось неясным, откуда сразу после инцидента в Хамадане иранские СМИ не просто узнали о покушении, но и выстроили цепочку вероятных организаторов. Речь идет об организации «Муджахеддин-эль-Хальк», которая якобы вступила в сговор с израильской разведкой «Моссад».

Так или иначе, но несостоявшееся покушение на Ахмадинежада – не единственная интересная новость из этой страны. В тот же день, когда стало известно о броске бомбы или петарды в кортеж иранского лидера, местные информационные агентства со ссылкой на свои источники сообщили, что Иран якобы получил четыре установки С-300. И если бы это было правдой, то иранское «небо» оказалось бы надежно защищено от возможного нападения со стороны израильских ВВС или США.

Правда, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов уверен, что Тегеран блефует – никаких установок ни из Белоруссии и какой-то неизвестной страны, ни, тем более, из России, Иран не получал. Зато сообщение об С-300 позволяет выстроить цепочку, связывающую события в Иране, Ливане и Израиле.

Как ранее Евгений Сатановский рассказывал «Росбалту», ливано-израильский конфликт 2006 года начался в тот момент, когда Израиль рассматривал вопрос возможной атаки на Иран. И на этот раз сначала возникает конфликт между Ливаном и еврейским государством, который вновь может быть предупредительной атакой со стороны Ирана, действующего чужими руками. Затем следует то ли реальный ответ со стороны Израиля, то ли его видимость, – а именно покушение на Ахмадинежада. Ну а напоследок Иран прячется от Израиля за Россию, а точнее за установки С-300, косвенно втягивая в конфликт и ее.

Ну а дальше, следуя традиционной ближневосточной логике, следует ожидать хода со стороны еще одного крупнейшего игрока – США. Если он последует, то действительно можно говорить о попытке некоторых стран «поиграть в большую войну», о возможности которой предупреждает не только Евгений Сатановский, но и, например, президент соседней с Ливаном Сирии Башар Асад.

Иван Преображенский