Posted 4 августа 2010,, 12:16

Published 4 августа 2010,, 12:16

Modified 1 апреля, 12:51

Updated 1 апреля, 12:51

Иркутск - живой город

4 августа 2010, 12:16
Иркутск – город с населением почти 590 тыс. человек, расположенный на обоих берегах реки Ангары, в 55 км от озера Байкал. В 2011 году он отметит 350-летие. При этом в Иркутской области недавно сменился губернатор, а в самом городе – мэр. Каким же Иркутск вступит в юбилейный год?

Вечер — мое время. В офисе мне не до себя. Потом час на то, чтобы добраться к дому или куда-нибудь в интересное место, и я в режиме «after eight».


Иркутск – город с населением почти 590 тыс. человек, расположенный на обоих берегах реки Ангары, в 55ти км от озера Байкал. В 2011 году он отметит 350-летие. При этом, в Иркутской области недавно сменился губернатор, а в самом городе – мэр. Каким же Иркутск вступит в юбилейный год?

Главный городской общественный проект на сегодня - реконструкция исторического 130-го квартала. Это треугольник на склоне Крестовоздвиженской горы площадью 5,7 гектаров. Здесь восстанавливают деревянные дома с резьбой и всеми традиционными элементами старинных построек.

Всего в рамках квартала должно остаться 56 зданий. Разумеется, эти новые дома будут оборудованы всеми современными удобствами, включая оптоволоконные линии. Планируется восстановить 16 зданий - фактически создать копии старых, а также перенести сюда порядка десятка домов из других мест. В итоге, общая площадь квартала составит больше 50 000 метров.

Центром жизни станет площадь-амфитеатр, которую можно будет трансформировать в концертный зал под открытым небом. Также здесь расположится офис фестиваля «Звезды на Байкале», музыкальный салон Дениса Мацуева, мастерские скульптора Даши Намдакова и художника Сергея Элояна, гостиница, офисы туристических фирм, сувенирные магазины.

Пешеходные улицы будут вымощены гранитной плиткой, появятся традиционные деревянные настилы, велосипедные дорожки. В ближайшей перспективе квартал должен стать новым культурным центром Иркутска.

Понятно, что такой масштабный проект имеет немало подводных камней. Есть сложности с расселением, хотя жилой фонд тут, в основном, аварийный, без удобств. Но, как всегда у нас бывает, найти общий язык с расселяемыми не так просто. Ведь из центра Иркутска им придется переехать на окраину, хотя и в квартиры со всеми удобствами.

Кроме того, обнаружился самострой, причем весьма основательный – каменный, трехэтажный, коммерчески ориентированный. А владельцев некоторых участков вообще не могут разыскать – похоже, они уже не живут ни в Иркутске, ни в России.

Разумеется, есть и недовольные – зачем тратить на это деньги? Лучше бы детсады построили… Затем, уважаемые недовольные, что, если не осуществлять такие проекты, не тратить на них деньги, то детские сады очень скоро не понадобятся – вы уедете туда, где реализуются интересные проекты и кипит жизнь.

Вообще, читая в местных газетах интервью с топовыми персонами, понимаешь, что есть два параллельных Иркутска – один видишь глазами, другой существует в сознании части иркутян. Причем, тот, что видишь глазами, гораздо оптимистичнее того, про который читаешь. То, невооруженным глазом видно, что в городе ведется строительство, реставрируются здания, появляются памятники, осуществляются новые проекты. Ясное дело, хотелось бы большего. Но это уж зависит исключительно от нас всех.

В начале июля умер известный иркутский бизнесмен, успешный предприниматель и меценат Юрий Ковалев. Это был человек из очень простой семьи, сделавший себя сам. Он двадцать лет проработал управляющим трестом Востоксибсантехмонтаж, а потом пришло время «Ч», и внезапно все правила изменились. Юрий Ковалев к этому времени уже был не молод, но взялся работать в новых условиях по новым правилам. Создал большую компанию, заработал много денег, построил красивую жизнь себе и близким – поместье, шикарная яхта на Байкале, где он принимал самых известных людей России.

В «Байкальских вестях» было опубликовано интервью с ним, сделанное два года назад. Горький заголовок «В России не любят успешных людей», к сожалению, точно отражает действительность. На вопрос о том, есть ли какие-то обстоятельства, факторы, которые выбивают из колеи, огорчают, Ковалев отвечает: «Есть – это людская зависть».

Болезненная тема. Не любят у нас людей с амбициями, ярких, претендующих на то, что они - не как все. И проекты инновационные не любят. Если бы всю силу российского общественного сознания, с которой оно тормозит всех и все, что выбивается из среднего ряда, можно было развернуть, наоборот, в поддержку всего нового, неординарного, мы бы наверняка уже освоили Луну и стояли на пороге Марса.

Недавно мне рассказали, что один крупный московский предприниматель уже много лет пытается реализовать инвестиционный туристический проект на Байкале. Причем интереса и сочувствия у местных жителей это не вызывает, скорее, наоборот: «Вот ведь, неугомонный - лезет и лезет, хочет хоть как-нибудь зацепиться…» Да чем же это плохо? Помилуйте! Человек готов вложить деньги в развитие туризма на Байкале, а мог бы купить американскую баскетбольную команду или английскую футбольную. Рационального ответа нет. А эмоциональный звучит так: «А не нравятся нам эти мАсквичи с деньгами… Шли бы куда подальше».

При такой логике мы и в XXII веке будем жить в домах с удобствами на улице и перемывать кости власть предержащим. Хотя причины стагнации-то не в них, а в нас самих.

Так вот, на мой взгляд (взгляд человека, впервые посетившего Иркутск), стагнацией тут и не пахнет. Город живой, строящийся, развивающийся, с интересной прессой, прекрасной школой живописи, общительными людьми и – отмечу особо - великолепной сувенирной продукцией. Живопись по бересте, ювелирные изделия, композиции из гальки и корней на байкальские темы... Хочется купить все.

В середине июля новый мэр Иркутска Виктор Кондрашов провел пресс-конференцию, рассказал о первых ста днях работы. Многие иркутяне возмущены тем, что он, декларировав дистанцирование от политических партий («моя партия – иркутяне»), в итоге вступил в сторонники «Единой России». Странно это читать! Ведь очевидно, что человеку просто дали понять: хочешь работать для родного города – вступай, иначе ничего сделать не сможешь.

«Когда речь идет о городе Иркутске, о его жителях, то ради их интересов я готов на многое, готов стерпеть любые камни, которые в меня бросят. Результат будет сначала не заметен, он появится через год-два. Изменения в городе обязательно произойдут».

Надо сказать, мэр производит впечатление искреннего человека.

Уважаемые иркутяне, у вас прекрасный город в чудесном месте. И реконструируемый 130-й квартал сделает его еще лучше, не сомневайтесь.

Татьяна Чеснокова

Фото автора

В тексте использована информация из газеты «Байкальские вести» и журнала «Богатей»