Posted 13 августа 2010,, 08:02

Published 13 августа 2010,, 08:02

Modified 1 апреля, 12:44

Updated 1 апреля, 12:44

Украинский авиапром смотрит на ОАК, как кролик на удава

13 августа 2010, 08:02

КИЕВ, 12 августа. Серийное производство «Ан-140» начинается на Харьковском и Самарском авиазаводах, причем доля России составляет 70,2%. И это при том, что украинские политики постоянно подчеркивают: в стране осуществляется полный технологический цикл по производству самолетов, сообщают «Экономические известия».

После того, как премьер-министры Украины и РФ Николай Азаров и Владимир Путин договорились о совместном производстве нескольких моделей украинского «Ана», в обеих странах начали обсуждать возможные варианты создания совместного предприятия.

Министр промышленной политики Дмитрий Колесников попытался оправдать намерения объединения авиапромов, рассказав о стратегии Минпромполитики, которая, дескать, будет гарантировать интересы Украины.

Однако, пишет издание, если глубже проанализировать доводы министра, получается, что достичь экономической выгоды для Украины, используя такую стратегию, не удастся.

Так, министр заверил, что убедил россиян не поглощать весь украинский авиационный комплекс «с потрохами», а выделить из российской «Объединенной авиационной корпорации» (ОАК) сектор гражданского авиастроения, который по объему примерно сопоставим с украинским авиационным холдингом.

Объединение авиапромов на таких условиях, по словам Колесникова, позволит создать совместное предприятие на паритетных началах.

В итоге россияне смогут помочь в финансировании авиастроительных проектов, наладить серийное производство нескольких моделей самолетов семейства «Ан» на украинских и российских заводах и обеспечить на них заказы со стороны российских авиакомпаний.

Однако россияне вряд ли пойдут на выделение из структуры ОАК гражданского самолетостроения, поскольку это лишает конкретные авиастроительные предприятия гибкости. «Особенно это важно при сокращении платежеспособного спроса на их продукцию», - считает директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.

Экономист Борис Кушнирук предполагает, что в принципе разделение ОАК на военную и гражданскую составляющие возможен. Однако эксперт не уверен, насколько искренние намерения РФ. «Отсутствуют гарантии по управлению совместным предприятием, объемам производства, контрактам на поставку самолетов. Есть и вопросы гарантий качества сборки. Провал испытаний российской баллистической ракеты «Булава» свидетельствует о низком качестве комплектующих, производимых российскими предприятиями, и несоблюдение технологии сборки», - предупреждает Кушнирук.

Сунгуровский предполагает, если этим вопросом заняться серьезно, отбросить лишние политические условности и подключить к транснациональной кооперации еще и западные компании, то наверняка можно было бы найти приемлемые для всех способы объединения авиапромов. «Однако, поскольку этого не делается, то возникают подозрения в том, что российская сторона лоббирует собственные интересы - возможно, устранить конкурента, а его активы перевести на российскую территорию и обеспечивать рабочие места именно там, а не на Украине», - говорит аналитик.

Если, согласно логике Минпромполитики, объединять авиапромы на равных условиях, и вместе производить и продвигать на рынок самолеты разных марок - то надо ожидать, что российские марки - «Ил» или «Су» - также начнут производиться на украинских заводах, как «Ан» - на российских.

Однако эксперты соглашаются, что это могут быть только фантазии. «Таких мощностей у нас нет. Но даже если бы и были - разрешение на их модернизацию и передачу соответствующей документации решался бы несколько лет», - говорит Сунгуровский.

А значит, объединение изначально не будет равноправным. «Украинские и российские предприятия очень взаимозависимы от поставок комплектующих, но это не является достаточным поводом для объединения активов - для этого достаточно сотрудничества в рамках заключенного с россиянами еще в 1993 году соглашения о производственной кооперации», - заключает Сунгуровский.

Напомним, по словам премьер-министра Украины Николая Азарова, смысл интеграции с Россией в том, что Украина в одиночку не в состоянии поднять свою промышленность. Энергетика, машино-, судо- и авиастроение требуют огромных вложений, которые могла обеспечить Россия.