Posted 19 августа 2010,, 12:44

Published 19 августа 2010,, 12:44

Modified 1 апреля, 12:39

Updated 1 апреля, 12:39

Деньги на дорожку

19 августа 2010, 12:44
Максимальная стоимость проезда легкового автомобиля по платной дороге в России на 2010 год должна составлять 1,5 рубля за километр, для грузовиков — в несколько раз больше. Это следует из документов, вывешенных на сайте Минтранса РФ.

Вывешенный на mintrans.ru проект постановления правительства РФ о Методике расчета за проезд по платным дорогам устанавливает максимальный размер платы для легковых авто и мотоциклов в размере 1,5 рубля за 1 километр (с учетом НДС). Проезд для грузовых машин будет больше в зависимости от категории машины. С автомобилей для перевозки тяжелых грузов и автобусов с тремя или более осями за проезд допускается взимание суммы в несколько раз выше, чем с легкового автомобиля (в основе методики лежит сложная математическая формула).

Кроме того, стоимость проезда может изменяться в зависимости от времени суток, дня недели, месяца, а также от количества поездок в течение определенного периода. То есть возможен выпуск "проездных билетов". Стоимость за проезд будет повышаться каждый следующий календарный год. Основой для индексации послужит средний рост потребительских цен.

Напомним, в соответствии с федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", решение сделать дорогу платной может быть принято в отношении новой магистрали. Если на момент принятия закона трасса уже существует, то она может стать платной только после реконструкции. Платные автодороги могут находиться только в государственной собственности. При этом в финансировании их строительства могут принимать участие частные инвесторы. Проект создания платной автодороги должен быть согласован как с органами государственной власти, так и с местным самоуправлением. Кроме того, в проекте должен быть четко прописан маршрут бесплатного объезда, без наличия которого решение о создании платной магистрали не может быть принято.

Оператором платных дорог в России выступает госкорпорация "Автодор". Как напомнил эксперт УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Назаркин, в ближайшие пять лет эта компания потратит на строительство и реконструкцию отечественных дорог 1,48 трлн рублей. Общие расходы госкорпорации за эти годы достигнут 1,57 трлн рублей. 65% от суммы, выделенной на строительство дорог, будут предоставлены из федерального бюджета, в том числе из Инвестиционного фонда. Оставшуюся часть "Автодор", очевидно, планируют привлечь за счет инвестиций и платных магистралей.

"Полагаю, что "Автодору" под силу и собрать достаточное количество средств за счет платных дорог, и привести в соответствие с современными нормами существующие магистрали в стране, - отметил эксперт. - В любом случае, и временной интервал для этого не мал, и государственная поддержка более чем ощутима".

Эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Петр Клюев не во всем согласен с коллегой. "Автодор вряд ли способен улучшить ситуацию с дорогами в России, - считает аналитик. - Сама структура Росавтодора непрозрачна. Госкомпании будут выделяться огромные средства из федерального бюджета, также компания будет получать деньги с автовладельцев за проезд по дорогам, но при этом нет никаких гарантий, что Росавтодор будет тратить средства именно на улучшение качества российских дорог".

В министерстве "Росбалту" пояснили, что к настоящему времени проект постановления прошел согласование с Минфином и согласовывается с Минэкономразвития, далее последует процедура проверки в Минюсте, и в начале сентября документ должен поступить на утверждение в правительство.

Естественно, для любого автомобилиста новость, что ему придется за что-то платить дополнительно, малоприятна. Впрочем, платные автодороги в России кое-где уже есть, и со временем их будет становиться все больше. В Липецкой области в течение шести лет на платной основе эксплуатируется 40-километровый участок дороги. Стоимость проезда по нему составляет 1 рубль за 1 километр для легковых автомобилей, для грузовых машин - 2 рубля, для крупногабаритного транспорта - 4 рубля. Также плата за проезд взимается на ряде участков дорог в Псковской области. Выбрав платный вариант, водитель легкового автомобиля отдает от 100 до 200 рублей, а большегрузного - от 350 до 700.

По оценке главы московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергея Канаева, предлагаемая максимальная цена для легковых машин выглядит разумно. "Ведь раньше до автомобилистов доходили слухи, что Минтранс собирается поставить планку в 3 рубля за километр", - уточнил Канаев. Однако, отметил он, если сравнивать с зарубежным опытом, соразмеряя уровни доходов, то все равно получается дороговато. Например, в Европе самыми дорогими являются платные автодороги Франции, где средняя стоимость проезда исчисляется 0,12 евро за километр (4 рубля 70 коп.) - но там и средняя зарплата 1500 евро.

"В целом российские цены соответствуют европейским (чуть пониже, к примеру, чем в Греции) и предполагают готовность водителя заплатить сумму от 100 рублей и менее за проезд по определенным участкам важных трасс, - полагает старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. - Учитывая рост номинальных доходов с 2006 года, такая цена выглядит приемлемой. Тем более, что платных дорог планируется пока немного, и у любой платной автодороги в России будет бесплатный объезд. Но как показывает опыт, большая плотность платных дорог приведет к росту популярности других видов транспорта".

По грузовикам вопрос стоит более остро - ведь от "подъемности" или "неподъемности" проездного тарифа будет зависеть уровень цен на весь импорт. Как сообщил "Росбалту" один из грузоперевозчиков, стоимость проезда будет включаться в стоимость товара, и в итоге все равно оплата дорог ляжет на плечи потребителей. Кроме того, в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков сообщили, что сомневаются, будто взимание платы за проезд в России будет проходить без шероховатостей, например, без очередей на КПП. Но и это, по мнению грузоперевозчиков, особой роли не играет, поскольку грузополучатели в России отчасти привыкли, что товар не всегда поступает вовремя.

Конечно, власть обещает, что на платных дорогах нового поколения все будет в порядке. Как ранее заявлял замминистра транспорта РФ Олег Белозеров, на въездах и съездах платных автодорог будут установлены специальные устройства, которые будут считывать информацию со стикеров-билетов, продаваемых, например, в придорожных кафе и наклеиваемых на лобовое стекло. И никаких очередей, методика учета движения автомобилей по платным дорогам предполагает использование технологий ГЛОНАСС/GPS.

Игорь Чубаха