Posted 24 августа 2010,, 15:39

Published 24 августа 2010,, 15:39

Modified 1 апреля, 12:35

Updated 1 апреля, 12:35

Звуковая кинодоилка

24 августа 2010, 15:39
В российский прокат возвращается блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар». Соответственно, режиссер заработает на фильме дважды. Но есть человек, который заработает на «Аватаре» четырежды — это автор музыки к фильму, британская певица Леона Льюис.

В российский прокат возвращается блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар». На этот раз зрителям покажут режиссерскую версию фильма, которая длиннее прежней - 2 часа 50 минут вместо 2 часов 42 минут. Эти 8 минут обойдутся зрителям в полную стоимость билета. Впрочем, кинотеатрам тоже приходится не сладко.

Одна из насущных проблем - претензии от Российского авторского общества (РАО). Борцы за соблюдение авторских прав считают, что при публичном показе фильма композиторы должны получать часть денег от продажи билетов. А точнее, на основании постановления правительства РФ от 21.03.1994 г. – 3% от выручки кинозала. Это несмотря на то, что композиторы уже получали гонорар от продюсеров фильма, а использование музыки в кинофильме входит в состав платежа кинотеатра дистрибьютору, который составляет 50% от общей суммы сборов от продажи билетов.

Одна из громких побед РАО над кинотеатрами – вынесение Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ 11 мая определения, в котором требования РАО по сути признаются законными. За публичное исполнение музыки при демонстрации фильма «Особо опасен» наказан кинотеатр «Октябрь» города Бор Нижегородской области.

Среди прочего свою позицию Судебная коллегия мотивировала и следующим образом: "В пункте 10.4. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам следует учитывать, что в силу п. 3 ст. 1263 ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении, либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения. Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором".

Как пояснили «Росбалту» в юридической службе петербургского кинотеатра «Кристалл Палас», устав от постоянных требований, их компания подала в Верховный суд заявление об оспаривании злополучного пункта правительственного постановления. Однако Верховный суд с позицией в удовлетворении иска отказал. Всего же в стадии судебных разбирательств с РАО сейчас в России находятся не менее пятидесяти кинотеатров.

В то, что судьи когда-нибудь изменят решение, верится с трудом. Поэтому на профильных форумах операторы обмениваются советами. Некоторые хитрости способны вызвать умиление. Например: "Не сообщайте никому о суммах, вырученных от продажи билетов, поскольку такая информация является коммерческой тайной кинотеатра". Или: "Не реагируйте на требования РАО письменно, ибо это может обернуться против вас". Совет скрывать данные о выручке выглядит особенно забавно в свете подписанного в конце 2009 года президентом РФ Дмитрием Медведевым ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». По этому документу с 1 мая 2010 года кинотеатры страны должны перейти на единую автоматизированную информационную систему сведений (ЕАИС) о показе фильмов в кинозалах. Предполагается, что часть кинотеатров скрывают долю выручки (до 40%) от дистрибьюторов, и электронный учет зрителей должен таковому воспрепятствовать.

Закон подписан, но пока не работает. И споры вокруг ЕАИС продолжаются по сей день. "Приобретать и устанавливать единое оборудование кинопоказчики должны за свой счет, - комментирует генеральный директор «Невафильм» Олег Березин. - Передача данных потребует наличия в кинотеатрах постоянного интернет-соединения. Если для москвичей это не представляется чудовищной проблемой, то, поверьте мне, для любого регионального кинотеатра передача информации в режиме онлайн будет затруднительной".

В итоге к настоящему моменту ЕАИС не внедрена. Как пояснил "Росбалту" ответственный секретарь Национальной Ассоциации Кинотеатров (НАК) Илья Глинских, вопрос упирается в технические требования. Если исходить из одних нормативов, то оборудованием под ЕАИС оснащены 90% российских кинотеатров, если из других – не более 1%.

То есть пока, чтобы узнать число зрителей, юристам РАО придется пользоваться другими источниками информации. Российские киносборы в 2009 году, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», составили $736 млн. При охоте за тремя композиторскими процентами получается, что РАО претендовал на $22 млн. И, поскольку кинотеатры ничего противопоставить не могут, РАО львиную долю этих денег получил. На профессиональных форумах часто заявляется, что, собрав баснословные суммы, защитники авторских прав не спешат сообщать об этом правообладателям. Однако ни об одном иске против РАО по этому поводу неизвестно.

Тем временем, не все кинотеатры «расплатились» с РАО за прежний показ «Аватара». На днях «Ъ» сообщил, что региональное управление РАО в Екатеринбурге через суд пытается взыскать с кинотеатра «Салют» около 500 тыс. рублей за использование музыкальных композиций из нескольких фильмов, в том числе «Аватара». Кстати, в прошлую премьеру фильм собрал в России $113 млн...

Игорь Чубаха