Posted 1 сентября 2010,, 12:58

Published 1 сентября 2010,, 12:58

Modified 1 апреля, 12:27

Updated 1 апреля, 12:27

Прощай, «серое» оружие!

1 сентября 2010, 12:58
Россия уходит с «серых» рынков вооружений, где товары двойного назначения продаются через посредников или по каким-то иным сложным схемам, призванным скрыть продавца и конечного покупателя. В последние годы произошел целый ряд событий, позволяющих говорить о том, что экспорт российских вооружений вынужденно «обелился».

Россия уходит с «серых» рынков вооружений, где товары двойного назначения продаются через посредников или по каким-то иным сложным схемам, призванным скрыть продавца и конечного покупателя. В последние годы произошел целый ряд событий, позволяющих говорить о том, что экспорт российских вооружений вынужденно «обелился».

Начать, вероятно, следует с фактической блокады, в которой оказалось в 2008 году Приднестровье. Эта самопровозглашенная республика долгое время называлась международными правозащитными организациями одним из «окон» для «черного» и «серого» экспорта вооружений, в том числе и из России. Такой «статус» Приднестровье получило, во-первых, потому что сохранившиеся с советских времен на территории непризнанной республики предприятия ВПК оставались частью единой производственной цепочки и были связаны с заводами России и Украины. Ну а во-вторых, через республику было удобно поставлять вооружения третьим странам и неблагонадежным режимам потому, что продукция маркировалась как приднестровская и всякая ответственность с реальных экспортеров снималась.

Оборот от продажи вооружений Приднестровьем составлял $2 млрд в год, рассказывал в эфире местного телевидения тогдашний президент Молдавии Владимир Воронин. После введения фактической блокады «с помощью Евросоюза нам удалось лишить этого интереса многих людей в Кишиневе и других местах», уверял он. По словам главы молдавского государства, оружие в Приднестровье производилось 13 предприятиями в режиме «нон-стоп», «там даже выпускали 46-ствольные установки залпового огня «Град» и пусковые установки «Василек».

Несколько позже разразился скандал с имеющим российское гражданство предпринимателем Виктором Бутом, задержанным весной 2008 года в Таиланде местными правоохранительными органами по запросу из США. Американцы обвинили его в незаконной торговле оружием, и уже в ближайшее время бизнесмен может быть экстрадирован в Соединенные Штаты вопреки официальной позиции России. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров неоднократно заявлял о неправомерности международного преследования Виктора Бута, а после того как таиландский суд разрешил летом 2010 года его экстрадицию в США, МИД России заговорил о «политически мотивированном вердикте». А в одной из российских англоязычных газет появилась резкая статья «Шумиха из ничего», автором которой был назван представитель департамента информации и печати МИД РФ. И хотя российское внешнеполитическое ведомство заявило, что в статье была высказана личная точка зрения автора, некоторые зарубежные СМИ оценили эту публикацию как реальный сигнал о серьезной озабоченности Москвы судьбой Бута.

В августе 2010 года начал развиваться скандал с другим российским гражданином, летчиком Константином Ярошенко. Он был арестован в Либерии по выдвинутому против него в США обвинению в перевозке наркотиков. Учитывая, что Виктор Бут был владельцем нескольких небольших авиакомпаний и оба задержания происходили по инициативе правоохранительных органов США, многие аналитики не замедлили связать две эти истории.

Однако самым резонансным происшествием, которое некоторые зарубежные СМИ однозначно связывали с тайными поставками вооружений из России, стало таинственное «исчезновение» в 2009 году российского сухогруза Arctic Sea. Судебный процесс над якобы захватившими его «пиратами» тянется уже второй год. Однако вероятность того, что широкая общественность узнает все обстоятельства этого дела, – минимальна, ведь даже следствие велось в предельно закрытом режиме.

Вопреки официальной российской версии о перевозке судном лесоматериалов, главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко, известный как специалист в области морского судоходства, высказал предположение, что на борту Arctic Sea с легальным грузом соседствовало оружие для одного из африканских режимов. А бывший командующий Вооруженными силами Эстонии адмирал Тармо Кыутс в своих интервью договорился до того, что «только присутствие крылатых ракет на борту» судна может объяснить странное поведение российских властей в течение всей эпопеи с поисками сухогруза. Некоторые СМИ в связи с этим предполагали, что речь могла идти о поставках ракет в Иран.

«Естественно, что оружейный рынок – высококонкурентный. Поэтому используются любые возможности для дискредитации России. Это делается, в том числе, и на уровне госорганов. Достаточно вспомнить обвинения, которые звучали в отношении России в осуществлении поставок, которые поддерживают терроризм. Американцы вводили санкции против России. Затем оказалось, что Россия совершенно четко придерживается политики экспорта, которая не направлена на поддержку тех или иных одиозных режимов», - напомнил в беседе с корреспондентом «Росбалта» главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

По словам эксперта, то же «дело Бута» однозначно будет использовано, чтобы «дискредитировать Россию как надежного, разумного и «прозрачного» поставщика вооружений». «Важно понимать, что Бут действовал в последние годы в качестве международного оружейного брокера на свой страх и риск, точно так же, как, например, Аркадий Гайдамак - не менее известная в оружейных кругах фигура. Их бизнес был достаточно «простой» и понятный: они вычищали оружейные склады в странах СНГ и Восточной Европе. Это оружие было устаревшее, но вполне надежное и пригодное для использования в «горячих точках» где-нибудь в Африке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии», - объясняет Игорь Коротченко.

Действительно, в сфере так называемой «серой» торговли оружием речь в большинстве случаев идет о продаже бывшей в употреблении техники, соглашается глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, по словам которого, «в последние годы рынок торговли «серыми» вооружениями сжимается, как шагреневая кожа». Как утверждает эксперт, это связано с тем, что значительная часть торговцев оружием базировалась в странах Восточной Европы, откуда они были выдавлены после прихода туда НАТО.

В свою очередь, в России после избрания президентом Владимира Путина была создана единая система экспорта вооружений. Этот процесс стали контролировать всего несколько корпораций. Причем сложилась ситуация, при которой эти корпорации были не заинтересованы в наличии мелких конкурентов, сбивающих им цены поставками старых вооружений.

«Говорить о том, что Россия осуществляет трансферты оружия по «серым» схемам – абсолютно некорректно. Официальные поставки осуществляются по линии «Рособоронэкспорта» в соответствии с нормами международного права», - заверяет Коротченко. «Все схемы абсолютно прозрачны, - продолжает он. - Другое дело, что, в силу тех или иных политических обстоятельств, не все контракты афишируются, а в ряде случаев по требованию страны-покупателя в контрактах присутствует пункт о конфиденциальности».

Тем не менее, следует отметить, что, несмотря на заявления экспертов о постепенном сворачивании рынка «серых» вооружений, явно нельзя говорить и о полном его закрытии. Конечно, нельзя не признать, что количество списываемого по формальным причинам оружия советского производства продолжает снижаться достаточно быстрыми темпами, ведь «масштабная распродажа», о которой говорят эксперты, идет уже 20 лет.

К тому же ранее некоторые диктаторские режимы вроде ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи позволяли себе заметно чаще заказывать на постсоветском пространстве вооружения с тем, чтобы затем направить его в один из нестабильных регионов в Африке или на Ближнем Востоке. Сейчас тот же Каддафи отказался от противостояния с Западом и подобные операции не совершает.

Однако остаются другие игроки «серого» рынка вооружений, такие как Иран, снабжающий периодически оружием союзные себе шиитские группировки. Есть также такие нестабильные регионы как Сомали или Судан, где только недавно неизвестные боевики захватывали российских пилотов. Ведь для крупных корпораций вроде Росвооружения даже при условии централизации поставок контракты на несколько миллионов и даже десятки миллионов долларов не представляют интереса. Ими по-прежнему могут заниматься мелкие торговцы, в том числе перепродающие вооружения из постсоветских стран.

Но Россия на этих рынках представлена все слабее. Как уже говорилось выше, сказывается количественное сокращение вооружений советского производства. Исчезают и каналы, по которым мог бы происходить этот сбыт. Как уже указывалось ранее, зарубежные спецслужбы явно активно «опекают» людей, про которых некоторые СМИ сообщают, что они могут иметь отношение к незаконным поставкам вооружений, вроде Виктора Бута или Аркадия Гайдамака. Заблокировано Приднестровье.

А теперь еще и политический конфликт с Белоруссией. На фоне собственно публичного скандала, обмена «любезностями» между первыми лицами двух стран и начала на российском телевидении откровенно «антилукашенковской» пиар-кампании незаметным оказалось происшествие с советником президента Белоруссии Виктором Шейманом. Его, напомним, якобы по ошибке задержали по пути из Москвы российские гаишники, несмотря на то, что высокопоставленному чиновнику из «союзной» страны был открыт «зеленый коридор». И это при том, что Шейман, занимая в прошлом разные посты в белорусском руководстве, традиционно, вне зависимости от должности курировал экспорт вооружений. Выходит, что, преследуя именно его, Москва сознательно закрывает последний широкий канал, по которому, как утверждали некоторые западные СМИ, российское оружие, в том числе и достаточно современное, могло попадать в третьи страны.

Дмитрий Пановкин, Иван Преображенский