Posted 2 сентября 2010,, 12:45
Published 2 сентября 2010,, 12:45
Modified 1 апреля, 12:26
Updated 1 апреля, 12:26
В конце августа начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых, заявил, что в 2011 году Российские железные дороги намерены поднять плату за проезд в подмосковных электричках до 25 рублей за зону, а также резко увеличить штрафы – за безбилетный проезд пассажиры будут платить от 2 до 3 тысяч рублей.
Естественно, эти намерения вызвали у населения бурю негодования. Так, по результатам опроса портала Superjob.ru, 65% столичных жителей относятся к такой перспективе резко отрицательно. «Лучше бы сократили стоимость проезда, «зайцев» сразу же стало бы меньше. А то при таких зарплатах и с такими ценами только пешком ходить...»; «Хватит уже грабить народ!», - возмущаются опрошенные.
Социологи отметили, что резко негативное отношение к повышению цен на проезд в электропоездах чаще высказывают молодые респонденты в возрасте до 23 лет, а также опрошенные, ежемесячный доход которых составляет от 30 до 40 тысяч рублей (по 68%). 18% москвичей относятся к инициативе РЖД «скорее отрицательно». И многие из них злорадно предсказывают, что повышение приведет к росту количества безбилетников. «Это сильно ударит по студентам и другим малообеспеченным категориям граждан. Стипендии повышаются редко и на небольшие суммы. Люди обеспеченные, которые бы смогли легко оплачивать такие суммы, ездят не на электричках, а на машинах»,- уверены респонденты.
Скорее положительное отношение к вероятному подорожанию проезда в подмосковных электричках высказывают всего 5% москвичей. «Надеюсь, что полученные средства пойдут на улучшение состояния железных дорог и транспорта. На большую часть электричек без слез не взглянешь»; «Возможно, это повысит уровень сервиса в пригородных поездах», - комментируют они. Закономерно, что более положительное отношение к повышению оплаты за проезд в электричках чаще остальных демонстрируют респонденты с ежемесячным доходом, превышающим 50 тысяч рублей (8%).
Полностью поддерживают инициативу РЖД лишь 3% участников опроса, и то при условии, что «полученные средства пойдут на продвижение РЖД». Затруднились с ответом 9% москвичей: «Скорее всего, эффекта не будет»; «Практически не пользуюсь этим видом транспорта».
И, естественно, при массовой негативной реакции тут же нашлись (с учетом выборов-2012) защитники населения. Например, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по разработке социальных стандартов и развитию системы социальной защиты населения Александра Очирова уже пообещала обратиться в российское правительство и Федеральную антимонопольную службу.
Однако эксперты видят объективные причины для грядущего повышения тем. «Пригородные поезда в России – социально значимый вид транспорта. В связи с этим очень трудно решить противоречивую задачу – повысить уровень комфорта пригородного пассажирского транспорта и при этом сохранить приемлемые для малообеспеченных граждан тарифы», - считает генеральный директор ЗАО «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. - Особенно сложно решать эту проблему в Москве, где содержание инфраструктуры обходится значительно дороже, чем в других регионах. Да и, чего скрывать, требования к комфорту в столице выше, а социальное расслоение по уровню доходов заметней. На этом фоне желание компании увеличить тарифы абсолютно понятно, поскольку убытки, которые она несет по данному виду транспорта, достаточно высоки».
С другой стороны, напомнил эксперт, даже прошлогоднее увеличение тарифов вызвало огромную волну недовольства. Действительно, надо понимать, что повышение тарифов больно ударило по и так скромному семейному бюджету многих граждан, живущих в пригороде (в первую очередь, Москвы). Конечно, можно кивать на европейский опыт разрешения проблемы с убыточностью пригородных поездов. Взять ту же Швейцарию или Францию, где штраф за безбилетный проезд составляет 50-80 евро. Но тогда и в России граждане должны иметь несколько иные доходы, не говоря уже об уровне комфорта европейских пригородных поездов…
«Считаю, что наиболее действенный способ разрубить этот железнодорожный гордиев узел – ввести в пригородных электричках вагоны различных классов, что, кстати, давным-давно практикуется во всем цивилизованном мире, - предлагает Шустерняк. - На сегодняшний день классность в пригородном сообщении в России введена только в поездах-экспрессах, а сравнительно недавно - в аэроэкспрессах, доставляющих пассажиров в аэропорты».
Такая система, по словам аналитика, позволяет предоставить желаемый уровень комфорта тем людям, которые готовы за это заплатить, и, в то же время, сохранить доступные цены на билеты для всех остальных. Технически (прежде всего, с точки зрения разделения потоков пассажиров) это, конечно, не так просто реализовать – но проблема вполне решаема.
«До тех пор, пока подобная система в нашей стране не заработает повсеместно, государство будет постоянно сталкиваться с недовольством граждан – и продолжать нести убытки», - резюмировал эксперт.
Игорь Чубаха