Posted 8 сентября 2010,, 09:36

Published 8 сентября 2010,, 09:36

Modified 1 апреля, 12:20

Updated 1 апреля, 12:20

От Парижа ждут уступок по «Мистралю»

8 сентября 2010, 09:36
Переговоры о закупке Россией у Франции вертолетоносца продолжаются, подтвердили министры двух стран. Вместе с тем, источники в российских дипломатических кругах отмечают, что «в каких-то экономических составляющих проекта» французская сторона могла бы предложить более выгодные условия.

В Париже в минувший вторник состоялось девятое заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности. Напомним, что решение о его создании было принято президентами двух стран в 2002 году. Совет, в рамках которого проходит обсуждение и согласование позиций по наиболее актуальным вопросам, считается уникальным механизмом взаимодействия России и Франции. В его заседаниях, каждый год проходящих поочередно в Москве и Париже, принимают участие министры иностранных дел и обороны двух стран.

На этот раз глава МИД РФ Сергей Лавров, российский министр обороны Анатолий Сердюков, а также их французские коллеги Бернар Кушнер и Эрве Морен встретились в Париже. Они обсудили комплекс вопросов, связанных с укреплением стабильности на европейском континенте.

Центральное место на переговорах в формате «два плюс два» заняло подробное обсуждение инициативы президента Дмитрия Медведева о Договоре о европейской безопасности. В этом контексте были рассмотрены и французское предложение о создании евроатлантического и евразийского пространства безопасности, а также российско-германская идея учреждения Комитета Россия-ЕС по внешней политике.

Как сообщали журналистам официальные источники, «пристальное внимание министры уделили будущему отношений Россия-НАТО, рассмотрели нераспространенческое досье, в частности, ситуацию, сложившуюся вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), действие которого Россия приостановила из-за отказа западных стран ратифицировать адаптированный Договор. Обсуждалась проблематика ПРО, ближневосточное урегулирование, вопросы борьбы с наркотрафиком и морским пиратством». Стороны остановились также на вопросах подготовки к саммиту ОБСЕ в Астане в декабре этого года.

Между тем, в ходе переговоров была затронута и еще одна тема, детали которой, несмотря на проявленный интерес со стороны представителей СМИ, Сергей Лавров и Бернар Кушнер не стали подробно раскрывать на итоговой пресс-конференции. Вопрос касается закупки Россией французских вертолетоносцев типа «Мистраль».

Напомним, что универсальный вертолетоносец «Мистраль» водоизмещением 21 тыс. тонн и максимальной длиной корпуса 210 метров способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания - до 20 тысяч миль. Численность команды составляет 160 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе.

Россия уже достаточно давно ведет переговоры с Францией о закупке четырех универсальных десантных кораблей такого типа. При этом Москва настаивает на том, чтобы на французских верфях были построены лишь первый и второй корабли, а производство третьего и четвертого было полностью сосредоточено в России.

Недавно Минобороны РФ отказалось от идеи безальтернативной покупки французского корабля и объявило международный тендер на постройку двух вертолетоносцев. Считается, что конкуренцию французам могут составить голландцы, испанцы и южные корейцы. Тендер состоится уже в сентябре, а его итоги будут объявлены до конца года.

Между тем, и российские лоббисты проекта не дремлют. Ранее в СМИ уже появлялась информация, что Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) рекомендовала Минобороны южнокорейский корабль Dokdo за 650 млн евро. В письме министру обороны РФ президент ОСК Роман Троценко тогда отметил, что его корпорация может приобрести у концерна Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering (DSME) лицензию на строительство Dokdo на российской верфи и уже подписала с DSME соглашение о создании СП.

Кроме того, на каком-то этапе в Минобороны рассматривалась также возможность закупки испанского корабля, по многим параметрам сходного с «Мистралем». Речь шла о проекте BPE (корабль проецирования силы стратегического назначения) Juan Carlos I, который больше и вместительнее «француза» и в 2007 г. был выбран ВМФ Австралии по итогам конкурса, в котором участвовал и «Мистраль». Наконец, известно, что министр обороны РФ Анатолий Сердюков направлял делегацию на голландские верфи Damen, где производится вертолетоносец аналогичного класса Johan de Witt.

Более того, относительно недавно стало известно, что российская Объединенная судостроительная корпорация намерена выдвинуть для участия в тендере три своих предприятия - «Адмиралтейскую верфь» (Санкт-Петербург), «Янтарь» (Калининград) или «Звезда» (Большой Камень, Приморье). Однако, по оценкам аналитиков, строить корабль в России нецелесообразно по себестоимости.

«Возможности для проектирования и постройки современных военных судов у отечественных верфей есть», - прокомментировал ситуацию «Росбалту» эксперт департамента оценки «2К Аудит - Деловые консультации» Петр Клюев. Однако, по его словам, «неопределенной представляется перспектива строительства десантного корабля за 500-700 млн евро при возможности покупки готового судна за 350 млн, именно столько стоит «Мистраль», по некоторым оценкам экспертов».

Собственно, в этом выводе скрывается приговор неконкурентоспособной на сегодняшний день российской судостроительной промышленности. Но все же конкурентов у «Мистраля» хватает. По крайней мере, по техническим характеристикам. Кроме того, не следует забывать, что речь идет не об обычной торговой сделке, а о политическом соглашении между Россией и Францией. Для того чтобы дать Москве предварительное согласие на поставку этого военного корабля, французам пришлось оправдываться перед американцами и доказывать прибалтийским партнерам по Евросоюзу и НАТО, что «Мистраль» не будет угрожать их безопасности и обороноспособности.

Отказ Москвы от покупки может привести к резкому осложнению отношений с Парижем, а на это Москва вряд ли пойдет. Поэтому неудивительно, что большинство экспертов называют объявленный тендер скорее формальностью – победа, вероятнее всего, останется за «Мистралем».

И вот в ходе пресс-конференции в Париже министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил, что Россия и Франция продолжают вести «эксклюзивные переговоры по поставке вертолетоносца». Более того, как заявил глава российского внешнеполитического ведомства, «эти переговоры включают вопрос о передаче технологий». В свою очередь, его французский коллега Бернар Кушнер добавил, что «переговоры продолжаются», а в настоящее время «ведется техническая работа».

В связи с этим возникает и другой вопрос: на какие взаимные уступки, в том числе политические, готовы пойти стороны при таком, казалось бы, взаимовыгодном сотрудничестве? Не секрет, что при совпадении взглядов на большинство международных вопросов, в отношениях России и Франции существуют и расхождения.

Однако источники в российских дипломатических кругах отвергают даже саму идею о том, что Москва или Париж могут вести торг по поводу политических условий, связанных с «Мистралем». Вместе с тем, они и не исключают, что «в каких-то экономических составляющих проекта французская сторона может предложить более выгодные для России условия».

Таким образом, можно быть почти уверенным, что у «Мистраля», совместного дитя союза Москвы и Парижа, хорошее будущее.

Дмитрий Пановкин