Posted 17 сентября 2010,, 13:45

Published 17 сентября 2010,, 13:45

Modified 1 апреля, 12:10

Updated 1 апреля, 12:10

Как дожить до "дембеля"?

17 сентября 2010, 13:45
Правозащитники написали открытое письмо президенту РФ. Его автор предлагает отменить призывную систему, "скорректировать численность осеннего призыва 2010 года" и взять процесс перехода ВС на контрактную основу под личный контроль.

"Солдатские матери Санкт-Петербурга" подписались под открытым письмом президенту России. Его автор - московская правозащитница Людмила Вахнина - предлагает отменить призывную систему в российской армии, "скорректировать численность осеннего призыва 2010 года" и взять Дмитрию Медведеву процесс перехода Вооруженных сил России на контрактную основу под личный контроль.

Текст обращения размещен на сайте "Сбор электронных подписей", основатели которого уже в "шапке" главной страницы признаются, что электронные подписи не имеют юридической силы, однако хорошо работают как элемент пиара и привлечения внимания к проблеме. Скорее всего, именно эту цель преследовали и автор письма, и те, от чьего имени оно направлено, - 21 организация из 15 регионов РФ. В основном это региональные комитеты солдатских матерей или различные правозащитные центры.

Начинается обращение с попытки обратить внимание Медведева "на беспрецедентные масштабы нарушений законодательства о военной службе и прав граждан, отмеченные во время призывных кампаний 2009 – 2010 годов". Самое опасное и распространенное из них, по мнению общественников, это завышение категории годности при медицинском освидетельствовании, призыв больных и инвалидов. По сведениям общественных деятелей, в армию сейчас попадают люди, больные туберкулезом и гепатитом С, что создает угрозу для здоровья других военнослужащих.

При этом, медицинское освидетельствование в обязательном порядке проходят все молодые люди, ждущие отправки в армию. Но из-за хронического недобора в военных частях, медики готовы закрывать глаза на "недостатки" в здоровье будущих защитников Родины. Главное для военкоматов - выполнить план по призыву. Будущее солдат и то, сколько из них не смогут дослужить положенный год, видимо, мало волнует армейских эскулапов. Разницу в числе призванных на военную службу и уволенных с нее по истечению 12 месяцев (или 24, как было ранее) люди, ведущие подобную статистику, вряд ли готовы озвучить публично.

"Многие новобранцы в самом начале службы попадают в госпитали, проводят там не один месяц и увольняются по состоянию здоровья. Немало и тех, кого в ответ на обращения за медицинской помощью объявляют "косильщиками" и подвергают наказаниям. В результате многие из них становятся инвалидами и даже погибают", - говорится в обращении.

"В мирное время иметь столько увечий и случаев гибели солдат в частях, - говорит петербургская правозащитница Наталья Евдокимова, - это уже перебор! Поэтому и откосить от службы у нас в стране пытается едва ли не каждый второй парень."

Несмотря на то, что некоторые армейские чины рапортуют о достаточном наборе, и даже перерборе, призывников, количество допустимых отсрочек от армии все равно продолжает снижаться. Более того, медицинские комиссии при военкоматах, чтобы заранее позаботиться о наполняемости армейских казарм, начинают работать ранее положенного срока. Повестки, говорят в "Солдатских матерях Санкт-Петербурга", начали приходить потенциальным призывникам уже в начале сентября. Хотя, по закону "О воинской обязанности и военной службе", осенний призыв должен начинаться 1 октября и заканчиваться в последний день года - 31 декабря. Начальник управления Главной военной прокуратуры генерал-майор Александр Никитин уже заявил, что медицинские обследования до начала призывной кампании законодательству не противоречат. Но общественники с генералом не согласны.

"Все это уже напоминает агонию, - говорит Елена Попова из организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга", кстати, одного из подписантов обращения к президенту. - В конце концов, у нас на границе не стоит нацистская Германия, чтобы так готовиться".

"Наша армия недееспособна, - утверждает Евдокимова, - вопрос о ее реформе не только созрел, но и перезрел. Перевести Вооруженные силы на контракт еще в начале 90-х обещал Ельцин. Но так этого и не сделал. Теперь поздно - невозможно реформировать то, что уже сгнило", - поясняет правозащитница.

"Вопрос об отмене обязательного призыва в армию, - вторит ей Елена Попова, - стоит сейчас так же остро, как и вопрос об отмене крепостного права в России 19-го века. Эта система до сих пор воспроизводит тоталитарные вещи - ведь, люди прошедшие через рабство, мыслят по-другому."

Среди аргументов за отмену призыва едва ли не основной - неуставные отношения между военнослужащими. Сообщения о последствиях "дедовщины" приходят из частей почти каждую неделю. Один из последних случаев, ставших достоянием общественности, самооубийство призывника из Перми в хабаровском гарнизоне произошедшее 16 сентября. Причина его пока устанавливаются, но суицид в казармах едва ли не главная причина армейской смертности в мирное время. Чаще всего это последствия избиений и издевательств над призывниками со стороны офицеров и "дедов".

"Сохранение призывной системы - это не только испорченные судьбы, надломанная психика, бессмысленные смерти молодых людей, бегство талантов за рубеж, не только удар по обороноспособности России со стороны тех, кто больше всех о ней кричит. Это подрыв экономики и демографической ситуации в России, это ставит крест на всех надеждах на модернизацию страны", - говорится в обращении общественных организаций к президенту.

Страх перед армией и желание откосить могут привести и к воспитанию чувства ненависти к государству у молодых людей. Неизбежность отдавать 12-месячный долг Родине способна вызвать обратные чувства у изначально нонконформистски настроенной молодежи.

Кроме того, как считают правозащитники, за год призывник не сможет в нужной мере овладеть воинской специальностью.

"Профессиональный солдат, получающий должную оплату и социальные гарантии, - говорит Наталья Евдокимова, - более заинтересован в службе, чем призывник".

Конечно, поясняет правозащитница, одними письмами и обращениями ситуацию не изменишь. И не заставишь власти отменить призыв. Но чем больше будет таких "маленьких дел", тем скорее количество перерастет в качество.

"В конце концов, защита Химкинского леса тоже начиналась с маленькой акции. Но ведь там задуманное получилось!" - говорит Евдокимова.