Posted 20 сентября 2010,, 15:15

Published 20 сентября 2010,, 15:15

Modified 1 апреля, 12:08

Updated 1 апреля, 12:08

Поел сам — передай другому

20 сентября 2010, 15:15
С 20 сентября петербургские школьники будут питаться по-новому. То есть дороже. При этом качество питания — вопрос в прямом смысле болезненный. С началом нового учебного года по стране прошел вал отравлений в детских учреждениях.

С 20 сентября петербургские школьники будут питаться по-новому. То есть дороже. При этом качество питания — вопрос в прямом смысле болезненный. С началом нового учебного года по стране прошел вал отравлений в детских учреждениях.

Эксперты Управления Роспотребнадзора и коллеги из Управления социального питания Санкт-Петербурга «играли в партизан». Только таким способом можно было проверить, как на самом деле, а не показушно, готовят еду в детских оздоровительных лагерях. Как рассказали «Росбалту» информированные источники, солидные тети и дяди в самом прямом смысле перелезали через заборы, проползали по территории и - кто через окно, а кто и в щелочку - пытались подсмотреть, как «не для галочки» работают пищеблоки.

«Незаконно? Да, а что делать? Лучше мы сейчас попартизаним, но будем иметь хотя бы относительную гарантию того, что дети не отравятся», - сообщил «Росбалту» один из невольных «лазутчиков». - Мы просим, умоляем и депутатов, и прокуратуру, и главного санитарного врача Геннадия Онищенко пересмотреть законодательство в части социального питания и разрешить проверять малый бизнес, задействованный в этой сфере, чаще, чем положено по пресловутому 294-му закону (напомним, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" запрещает проверять частный бизнес чаще чем раз в 3 года, исключение — письменная жалоба, направленная в надзорные органы — Ред.). Но пока все безрезультатно. Законодательство относит предпринимателей, оказывающих услуги по социальному питанию детей в детсадах и школах, к представителям частного бизнеса. А потому мы вынуждены проверять пищеблоки в лагерях, школах и садиках раз в несколько лет только с санкции прокурора и после уведомления хозяев. А в США, например, все заведения этой сферы проверяются дважды в год. Хотелось бы, чтобы «наверху» все-таки определились, что нам важнее: довольный бизнес или здоровье детей».

Между тем результаты плачевны: летом 2010 года в 14-ти из 18 фирм — поставщиков продуктов для социального питания детей в детских загородных лагерях Санкт-Петербурга — отмечены многочисленные нарушения всех возможных санитарных норм и правил. И это уже официальные данные, озвученные начальником Управления социального питания Санкт-Петербурга Натальей Петровой. Многие из них по результатам проверок были закрыты, в остальных Роспотребнадзор приостановил работу.

По России в первые недели сентября также прокатилась волна отравлений в детских учреждениях. Как рассказали «Росбалту» родители малышей, посещающих один из элитных детских садов в Краснодарском крае, «из группы в 19 человек в садике остались трое-четверо. Все остальные в больницах, многие — в реанимации. Сальмонеллез и кишечная палочка». Делом занимается прокуратура, однако, по словам родителей, у них это обычное дело. Потому что питание во всех детских учреждениях небольшого городка организовывает одна частная фирма. Даже в случае ЧП — например, массового отравления — бизнесмены поступают просто. Они перерегистрируются и вновь работают. Ведь по закону их опять нельзя проверить еще в течение двух лет.

«Если детское учреждение — будь то школа, детский сад или загородный лагерь — обслуживает сторонняя организация, то она сама закупает продукты у поставщиков, то есть на базах, — говорит Наталья Петрова. — И, к сожалению, очень часто получается, что этим делом занимаются непрофессионалы, понятия не имеющие ни о нормах, ни о правилах, ни о питании и качестве продуктов вообще. В итоге они могут купить протухшее мясо или гнилые овощи. Кроме того, сейчас отменено такое понятие как «квалификация», поэтому кормить детей может кто угодно. Недавно, например, конкурс на поставку детского питания выиграла фирма, занимавшаяся... компьютерами. Я спрашивала у них, как же они будут свежесть продуктов определять, калорийность высчитывать? Они говорят: подумаешь, научимся! А условия тендеров просты — кто предложит дешевле, тот и выиграет. Я не понимаю, зачем в оздоровительные лагеря Ленинградской области везти йогурты из Владимира? Да еще летом, в жару. Должны быть преференции у местных производителей».

Между тем с 20 сентября школьная еда подорожает. Как сообщил «Росбалту» начальник отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Сергей Тимофеев, теперь завтраки в школьных столовых будут стоить вместо 24 рублей — 30 рублей, а обед — 45 вместо 42-х. Итого стоимость завтрака и обеда составит 75 рублей. Правда, по словам Тимофеева, «не обеды дорожают, а рацион». В чем принципиальная разница, в настоящий момент понять трудно.

Тимофеев подчеркнул, что бесплатно либо на условиях софинансирования (когда родители оплачивают часть стоимости питания) в настоящий момент питаются около 40% петербургских школьников. Полностью бесплатное питание предоставляется детям из многодетных семей, инвалидам и некоторым другим категориям льготников. 70-процентную компенсацию на питание получают все учащиеся начальных классов и дети из семей, чей доход ниже прожиточного минимума.

Специалисты также подчеркнули, что с этого учебного года меню едино для всех общеобразовательных школ города. Какое бы предприятие не обслуживало школу, обеды готовятся по одному из двух утвержденных типовых меню и необходимый минимум должен быть соблюден. Завтрак должен включать минимум два блюда, обед — четыре. Ассортимент буфетов также должен быть увеличен, но по-прежнему в «черном списке» сладкие газировки, чипсы, сухарики, изделия по фритюре и шоколадные батончики. Кроме того, не должно быть повторяемости блюд в течение двух дней.

Однако при всех умных выкладках дети упорно не хотят есть полезную пищу. По словам Натальи Петровой, уже десятилетиями исправно летят в отходы молочные супы, гречка, печень и рыба. А сосиски, пюре, макароны и котлеты дети просят на добавку. Правда, эксперты говорят, что где-то на третий-четвертый день сидения на такой полезной «диете» дети начинают есть и гречку, и печенку. Но в лагерях или детсадах, где нет мамы с пирожком и папы с гамбургером.

Между тем у большинства петербургских детей отмечаются различные проблемы с состоянием желудочно-кишечного тракта. Из каждых 10 человек различные заболевания ЖКТ наблюдаются у 8-9 детей.

«У нас в городе состояние с болезнями ЖКТ очень напряженное, — сообщил «Росбалту» главный гастроэнтеролог Санкт-Петербурга Евгений Ткаченко. — Ежегодно 400 тысяч только взрослых обращаются к врачам-гастроэнтерологам, у детей ситуация еще хуже. Четкой статистики по детским гастритам у нас не ведется, но очевидно, что основные заболевания у ЖКТ у детей — это гастриты и язвы».

По мнению доктора, у петербургских родителей «крайне низкий уровень знаний о здоровом питании».

«Многие родители думают, что плохо — это когда мало еды, а когда много — это уже хорошо. На самом деле совсем не так. Когда много еды, но она нездоровая, а питание бессистемное, то это все равно будут болезни, правда, уже иного характера», — считает специалист. Кроме того, эксперты озабочены тем, что многие родители и вовсе перестанут оплачивать питание детей, посчитав, что «до дома дотерпит».

Ответственный секретарь правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталия Евдокимова, будучи в своем депутатском прошлом главным разработчиком одного из лучших российских законов о школьном питании, считает, что на детях экономить недопустимо.

«Пора возвращаться к бесплатному школьному питанию, - сообщила «Росбалту» Наталия Евдокимова. - Ну хотя бы учащихся начальной школы надо кормить бесплатно, причем всех. Мы говорим о здоровье детей, о том, что некому идти в армию, и при этом забываем о важнейшем аспекте — о питании. Да, денег мало, но надо ставить приоритеты. Здоровье детей — это наиважнейший вопрос, а уже потом все эти «стройки века».

Марина Бойцова