Posted 22 сентября 2010,, 12:36

Published 22 сентября 2010,, 12:36

Modified 1 апреля, 12:06

Updated 1 апреля, 12:06

Вице-мэр Риги: В Рижском порту кризиса нет и не будет

22 сентября 2010, 12:36

РИГА, 22 сентября. Рижский свободный порт благодаря новому причалу на острове Журку в этом году впервые обеспечил полную загрузку 30 крупнотоннажных судов типа Panamax. Количество заходящих в Ригу судов значительно увеличится после того, как портовая инфраструктура будет перенесена из центра города на Русский остров, сообщает «Бизнес&Балтия».

Вице-мэр Риги и глава Рижского порта Айнар Шлесерс после экскурсии по столичному портовому хозяйству сказал: «В порту кризиса нет и не будет».

Стабильность порта, полагает Шлесерс, была обеспечена за счет привлечения в Ригу новых грузов. Так, осенью 2009 года был сдан в эксплуатацию временный причал ZO-19 на острове Журку (Крысиный). Глубина возле него составляет 14,2 метра, в то время как у причалов Рижского порта — лишь 12 метров. В результате в столице Латвии стало возможно обслуживание судов типа Panamax вместимостью до 75 тыс. тонн.

В настоящий момент в тестовом режиме действует следующая схема. Суда становятся под загрузку 60 тысяч тонн угля у терминала Rigas tirdzniecеbas osta (RTO), в сопровождении буксира отправляются на Крысиный остров, где досыпают еще 15 тыс. тонн (доставленных на баржах). В результате этой хитрой комбинации судно может покинуть порт заполненным под завязку. С начала года в Риге было полностью загружено 30 "панамаксов", до конца года их число должно достигнуть 40, рассказал председатель правления RTO Ральф Клявиньш. Экономическая выгода для Латвии составит около $40 млн (обслуживание одного Panamax приносит транзитному бизнесу $1 млн).

Уголь для "панамаксов" в Ригу везут по железной дороге с расположенных в Кузбассе добывающих предприятий российского холдинга Сибирский деловой союз. Из латвийской столицы их отправляют в порт Роттердама. Доставленный уголь сжигают на теплоэлектростанциях. "Если бы мы не подсуетились, грузы ушли бы в другие порты", — отметил Шлесерс.

Впрочем, конкурентоспособность столичного порта по-прежнему оставляет желать лучшего. "Процесс загрузки Panamax в Усть-Луге занимает два дня, а у нас с учетом дополнительной загрузки на острове Журку — три дня. Между тем цена фрахта корабля составляет 30 тыс. долларов в сутки", — сообщил специалист в Рижском порту.

Ситуация изменится после того, как будет завершен амбициозный проект переноса инфраструктуры Рижского торгового порта из центра город на Русский остров. Глубина возле его четырех многофункциональных причалов длиной 1180 метров составит уже 17 метров.

"После это мы сравняемся по глубоководности с Вентспилсом и Таллином и сможем обслуживать в Риге многочисленные суда типа Panamax грузоподъемностью до 82000 тонн, — объяснил член правления Рижского порта Владимир Макаров. — Для нас откроются новые рынки. В латвийскую столицу придут, например, танкеры из Венесуэлы, Бразилии или стран Африки".

Общие расходы на проект развития Русского острова составят около 130 млн латов (186 млн евро), из которых 75 млн латов (140 млн евро) выделит Рижский порт, а 54 млн латов (102 млн евро) — Фонд выравнивания ЕС. Новые терминалы по перевалке угля, металла, руды и других грузов планируется построить на территории площадью 56,28 гектара. Будут также созданы автомобильные и железнодорожные подъездные пути. В конце мая был объявлен конкурс на проведение работ, к которым предполагается приступить в следующем году. Планируется, что терминалы на Русском острове начнут работу в 2014 году.

Проект Krievu sala вызывает дискуссии на экологические темы. Рижская дума хочет перенести туда портовую инфраструктуру, чтобы освободить от загрязнения центр Риги. Однако на пустынном острове гнездятся редкие птицы, судьбой которых обеспокоены экологи.

"Говорю открыто: нам мешают "зеленые". Они хотят, чтобы здесь был заповедник — и никакого бизнеса. Потому что чем больше будет заповедников, тем больше они получат денег. Но нам нужно определиться, хотим ли мы зарабатывать на транзите, или же для нас лучше, чтобы кто-то зарабатывал на своих исследованиях", — заявил вице-мэр Риги.