Posted 22 сентября 2010,, 11:07

Published 22 сентября 2010,, 11:07

Modified 1 апреля, 12:06

Updated 1 апреля, 12:06

За что отправили в отставку Евгения Юрченко

22 сентября 2010, 11:07
Накануне решающего этапа реформы «Связьинвеста» и его объединения с дочерними компаниями к холдингу будет приковано все внимание рынка. И рисковать, оставляя во главе компании человека с неоднозначной репутацией, государство себе позволить не могло.

В последние недели внимание телекоммуникационного рынка было приковано к отставке гендиректора «Связьинвеста» Евгения Юрченко. События развивались драматически: в ночь на 10 сентября глава крупнейшего государственного телекоммуникационного холдинга неожиданно написал заявление об отставке, но уже утром отозвал его. Юрченко заявил, что к уходу его принуждают «великие рейдеры России» из фонда Marshall Сapital Partners, но он будет бороться за свою должность. На эту борьбу у Юрченко есть целых полтора месяца – хотя его заявление уже принято министром связи, официально уволить его может только собрание акционеров, которое пройдет не раньше ноября.

В жизни Евгения Юрченко это далеко не первый скандал и не первый резкий разворот в трудовой деятельности. Сделав, казалось бы, отличную карьеру «питерского связиста» (в 1998-2002 член правления банк «Менатеп-СПБ», в 2002-2005 - замгендиректора «Связьинвеста», в 2005-2007 - замгендиректора «Комстар-ОТС» по слияниям и поглощениям), в 2007 году Юрченко отправился на два года работать начальником Тамбовского отделения Сбербанка. Редко кто с ключевой топ-менеджерской позиции в империи Владимира Евтушенкова уходит работать до начальником регионального отделения. Такое падение в карьере может объясняться либо полной дискредитацией среди крупных работодателей, либо желанием «отсидеться». А, возможно, и тем, и другим.

Впрочем, Евгений Юрченко вообще любит менять отрасли и места дислокации: дважды за последние десять лет он переходил из телекома в банковскую сферу и обратно, успел поработать в Воронеже, Петербурге, Москве, Тамбове. Причем за время его работы в «Связьинвесте» нынешняя отставка – уже третий по счету громкий скандал.

Первый произошел еще в 2004-2005 годах, когда замгендиректора «Связьинвеста» Юрченко курировал внедрение в компании дорогостоящих западных информационных систем: биллинговой системы Amdocs и ERP системы Oracle. Для госкомпании обе сделки обернулись рекордными затратами. Система Amdocs так и не была внедрена, хотя «Связьинвест» уже успел потратить на нее $90 млн, которые компания потеряла безвозвратно. А на внедрение Oracle была потрачена сумма, в разы превышающая рыночные расценки – $426 млн. Причем обе сделки проводились безо всяких открытых тендеров, что тогда возмутило миноритариев «Связьинвеста», а также Счетную палату, которая после этого провела проверку «Связьинвеста». Но расследование так и не привело ни к каким выводам, и акционерам компаний холдинга пришлось смириться с убытками.

Ничем закончилось расследование и второго крупного скандала, разворачивавшегося уже во «второй срок» Юрченко в «Связьинвесте». Топ-менеджер сразу начал скупать акции «дочек» холдинга – межрегиональных компаний связи. «Я не знаю более честного заработка, чем публичное инвестирование в акции собственной компании», – говорил Юрченко в интервью «Коммерсанту» в 2009 году, пытаясь создать впечатление, что его пакет акций МРК (под конец карьеры Юрченко стоимость пакета выросла до $245 млн) – это нечто вроде опционной программы для менеджмента, которые внедряются во всех прогрессивных компаниях.

Действительно, выглядит похоже. Только в рамках опционных программ менеджеры получают право выкупить акции по фикcированной цене и срокам, причем оба параметра не определяют они сами - иначе слишком широким было бы поле для незаконного использования инсайдерской информации. А Евгений Юрченко сам решал, когда ему покупать, а когда продавать, одновременно утверждая все решения о развитии компаний, акциями которых владел.

Неудивительно, что конфликт интересов Юрченко вызвал вопросы, причем у того, кого меньше всего можно заподозрить в близости и к министру связи Игорю Щеголеву, и к Marshall Capital Partners – у экс-министра связи, а на тот момент председателя совета директоров «Связьинвеста» Леонида Реймана. В октябре 2009 года он написал письмо в комитет совета директоров «Связьинвеста» письмо, в котором прямо обвинил Юрченко в «использовании служебной информации, что законодательством РФ запрещено (ФСФР планирует ввести уголовную ответственность)».

По итогам письма была проведена проверка ФСФР, которая не выявила в деятельности Юрченко нарушений. Впрочем, удивительного в этом мало – законодательство об инсайде в России настолько несовершенно, что к тому моменту ФСФР за всю историю раскрыла только два случая манипулирования инсайдерской информацией и наказала его участников только в одном случае.

В обоих крупных скандалах с участием Евгения Юрченко так и не были расставлены точки над "i". Были ли завышенные затраты на внедрение ПО в «Связьинвесте» следствием злоупотреблений или некомпетентности, неизвестно до сих пор. О том, злоупотреблял ли Юрченко инсайдом на посту гендиректора, скорее всего, не узнает уже никто.

Ясно одно: накануне решающего этапа реформы «Связьинвеста» и его объединения с дочерними компаниями, которое должно завершиться в этом году, к холдингу будет приковано все внимание рынка. И рисковать, оставляя во главе компании человека с неоднозначной репутацией, государство себе позволить не могло. Поэтому, скорее всего, скандал с отставкой Юрченко будет самым быстротечным в его карьере.

Сергей Строганов