Posted 4 октября 2010,, 14:27

Published 4 октября 2010,, 14:27

Modified 1 апреля, 11:55

Updated 1 апреля, 11:55

Намаз и «бабушки со свечками»

4 октября 2010, 14:27
Религиозные деятели и общественность взбудоражены предложением разрешить мусульманам молиться в православных храмах. Между тем подобные инициативы могут весьма своеобразно отозваться эхом в таком многоконфессиональном регионе, как Северный Кавказ.

Религиозные деятели и общественность взбудоражены заявлением главного имам-хатыба московской Соборной мечети Ильдара Аляутдинова, который предложил разрешить мусульманам из-за нехватки в Москве мечетей молиться в православных храмах.

Между тем Ильдар Аляутдинов не первый выступил с такой инициативой. Ранее тюменский муфтий Фатых Гарифуллин обратил внимание на то, что в Москве около 800 «пустующих» церквей, в которых стоят «две-три бабушки со свечками». По мнению Гарифуллина, достаточно «завесить, закрыть» иконы, и помещения православных церквей могут быть использованы для чтения намаза мусульманами.

Предложение Аляутдинова встретило резкое неприятие среди части мусульманского духовенства. Так, с критикой московского коллеги выступил муфтий Чечни Султан Мирзаев. «Заявления, подобные тому, что сделал главный имам Соборной мечети Москвы Ильдар Аляутдинов, только на руку недругам ислама», – считает муфтий.

По мнению Мирзаева, резонансное выступление Аляутдинова может лишь «запятнать» ислам и посеять межконфессиональную рознь. «Для людей, исполняющих этот «заказ», – это возможность запечатлеть себя в качестве героев путем самопиара. Подчеркиваю, что подобные заявления неуместны и совершенно бессмысленны, так как ничего кроме вреда для мусульман не несут», – подвел итог Султан Мирзаев. Он отметил, что решать проблему надо путем строительства новых мечетей.

Внимание чеченского муфтия к московским мечетям и церквям вызвано не только тем, что в столице страны проживает немало мусульман – выходцев с Кавказа. Совместное использование одного культового здания представителями разных конфессий, где бы оно ни произошло, станет прецедентным событием и мощнейшим переворотом в религиозном сознании мирян. Перемены в религиозной жизни Москвы могут потом весьма своеобразно отозваться эхом в таком многонациональном и многоконфессиональном регионе, как Северный Кавказ.

Особенно не нужны такие «взрывы во Вселенной» тем регионам, где религиозная жизнь течет по привычному руслу. По словам заместителя председателя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Алима Сижажева, проблем с отправлением богослужений в республике нет ни у одной из конфессий, так как всем хватает своих помещений. Поэтому «московская» тема совместного использования культовых зданий не привлекла внимания духовных лиц Кабардино-Балкарии.

Однако на Юге России есть и те, кто положительно отнесся к инициативе московского муфтия. Среди них – руководитель Главного духовного управления мусульман Ростовской области Флюр Арсланов. Председатель ГДУМ РО сообщил корреспонденту «Росбалта», что его единоверцам в Ростовской области практически негде выполнять религиозные обряды.

«Я веду переговоры и с протестантами, и с православными, и со свидетелями Иеговы, которые обеспечены помещениями. Если какие-то руководители церковных зданий позволят нам выполнять у них наши мусульманские обряды, то я с удовольствием приму их предложение», – сказал Флюр Арсланов.

Ситуация с ГДУМ Ростовской области действительно выглядит неординарной. Однако думать, что ростовским мусульманам негде читать молитвы, неверно. Дело в том, что в регионе действуют два духовных управления. Флюр Арсланов представляет объединение мусульман, которое ориентируется на Духовное управление мусульман Европейской части России, возглавляемое Равилем Гайнутдином. Параллельно существует Центральное духовное управление мусульман Ростовской области (ЦДУМ РО), входящее в структуру Центрального духовного управления мусульман России, возглавляемое Талгатом Таджуддином.

Если руководитель ЦДУМ РО Джафар Бикмаев ведет службы в довольно вместительной мечети, то адепты ГДУМ РО действительно лишены возможности совершать молитвы в специализированном помещении. Деятельность ГДУМ РО встречала противодействие прежних руководителей администрации Ростовской области, невзлюбивших Флюра Арсланова. Попытки главы ГДУМ РО наладить богослужения в частных квартирах встретили противодействие пожарных инспекторов, нашедших несоответствие помещений противопожарным требованиям.

Неудивительно, что Флюр Арсланов весьма положительно встретил смену губернатора в регионе, надеясь на улучшение отношений. «Возлагаем надежды на восстановление исторических культовых и культурных зданий коренных мусульман Дона, а исламофобское отношение прежней «чубовской» команды уйдет в историю», - говорилось в поздравлении ГДУМ РО, направленном в адрес нового губернатора Василия Голубева.

Пример с ГДУМ РО указывает на еще один аспект проблемы. В одном городе может действовать несколько общин одного вероисповедания, и каждой из них необходимо место для религиозных обрядов. Причем эти требования не всегда согласовываются с пожеланиями местных жителей или властей.

Те же слова о «восстановлении исторических культовых и культурных зданий коренных мусульман Дона» прямо намекают на здание в центре Ростова, где некогда находилась «татарская» мечеть. Той улицы, где была мечеть, уже нет – Скобелевская стала Красноармейской. Бывшее здание мечети в советские времена было перестроено и сейчас принадлежит воинской части. Однако мусульманские духовные лица Ростова не перестают надеяться, что когда-нибудь Минобороны передаст им это место в самом центре города. Причем представители обоих духовных управлений надеются, что передадут именно им, а не «соперникам».

Между тем желание Флюра Арсланова и других исламских лидеров проводить службы в христианских храмах не поняли и не приняли и в Ростовской епархии Русской православной церкви.

«Если спросить, может ли мусульманин зайти в православный храм или нет, я отвечу: конечно, может – потому что мусульмане почитают Иисуса Христа как пророка. Я знаю, что многие мусульмане заходят, даже свечки ставят у Спасителя. Другое дело, если они начнут совершать намаз или какие-то свои обряды, которые не приняты в православии. Это может вызвать непонимание», – заявил корреспонденту «Росбалта» благочинный приходов Ростовского округа протоиерей Иоанн Осяк.

По мнению протоиерея, в то же время и у мусульман вызовет негодование тот христианин, который вдруг зайдет в мечеть и станет там совершать какие-то священнодействия, принятые в православных храмах.

В свою очередь исламовед, заместитель директора Центра системных региональных исследований ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Игорь Добаев считает, что обсуждаемая проблема является во многом надуманной. «В принципе, мусульманин может молиться везде, если нет мечети. Например, путник, находящийся в дороге, найдя любое чистое место, может совершить соответствующий ритуал», – заметил он.

Однако число мечетей, например, на Юге России уже явно достигло количества дореволюционных времен, а, вероятно, и превысило его. «До 1991 года в Дагестане было 27 мечетей. Сегодня их около 2 тыс. Сотнями число мечетей измеряется в Чечне, много их в Ингушетии и в других регионах. Даже в тех республиках, где в советское время не было ни одной мечети, например в Адыгее, сегодня их уже десятки. В Ростове-на-Дону есть мечеть и помимо нее есть еще молельные места, где можно также совершать намаз. Повсеместное строительство мечетей происходит по всей стране», – отметил Добаев.

Не исключено, что возникновение вопроса о нехватке помещений бывает продиктовано причинами, напрямую о которых никто не говорит. Иногда это может быть связано с противоречиями между религиозными лидерами.

Бывает и так, что учреждения для отправления культов делятся еще и по национальному признаку. Так появляются «татарские» и «кавказские» мечети. Там, где собираются совместно представители разных народов, возникает напряжение — непонятно, на каком языке должен обращаться проповедник к верующим. В «старожильских», «татарских» мечетях привыкли говорить по-татарски. Но чтобы слова проповедника понимали выходцы с Кавказа, ему надо говорить по-русски. Есть и культурные различия между мусульманами разных народов.

Таким образом, изменение количества мечетей в России продиктовано двумя действиями: умножением и делением. Умножение происходит путем нового строительства, деление – дроблением по национальному признаку.

Будем надеяться, что эти действия не сменятся на вычитание и отнимание.

Дмитрий Ремизов