Posted 31 октября 2010,, 16:35

Published 31 октября 2010,, 16:35

Modified 1 апреля, 11:29

Updated 1 апреля, 11:29

В рабство - по инвалидности

31 октября 2010, 16:35
Воспитанники детского дома-интерната в Павловске написали открытое письмо президенту России с просьбой защитить их от произвола руководства учебно-лечебного учреждения. В жалобе они указали на то, что их, по сути, содержат на положении рабов.

Воспитанники детского дома-интерната №4 в Павловске написали открытое письмо президенту России с просьбой защитить их от произвола руководства учебно-лечебного учреждения. В жалобе Медведеву они указали на то, что их плохо кормят, не выпускают за пределы интерната, не платят деньги, и, по сути, содержат на положении рабов.

"Мы (взрослые ребята) находимся в реабилитационном отделении в первом корпусе. Реабилитация закрытого типа. Дети работают дворниками, на кухне, стирают. Платят за это 500 рублей. Когда мы хотим сходить в магазин с воспитателем, пишем заявление – что мы хотим себе купить. Это заявление рассматривается администрацией. Покупка личных вещей запрещается. Паспорта и деньги нам на руки не выдают. В город самостоятельно не выходим. Администрация питается за наши деньги. Дети работают без выходных, таскают тяжелые баки с едой. Дети практически никуда не выезжают", - говорится в обращении к Медведеву.

Детский дом для детей с тяжелой инвалидностью - "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4 (ДДИ№4)" - одно из крупнейших подобных учреждений в России. На данный момент там находится 550 детей, при том, что по СанПину полагается значительное меньшее количество мест в подобных учреждениях. Многие из поступающих в интернат детей не могут самостоятельно выполнять простейшие функции, например, питаться или двигаться.

Из-за нехватки воспитателей к работе в доме-интернате уже много лет привлекаются волонтеры из общественных организаций "Перспективы", "Шаг навстречу" и "Подорожник". Сотрудники организаций помогают высаживать детей на горшки, кормить, выносят гулять, играют с ними, организуют занятия лечебной физкультурой.

Минувшим летом вокруг ДДИ №4 разгорелся скандал: представители общественных организаций заявили, что администрация интерната препятствует проходу волонтеров, работающих с "трудными" детьми, на территорию учреждения.

"Это очень закрытое учреждение, мы постоянно испытываем трудности с проходом волонтеров туда. Непонятно, как люди там будут проходить социальную адаптацию в обществе, если представители этого общества к ним не допускаются", — пояснил директор благотворительной общественной организации "Подорожник" Андрей Домбровский.

По его словам, сложнее всего приходится воспитанникам интерната, содержащимся в реабилитационном центре. Там живут молодые люди старше 18 лет, у которых, утверждает заместитель директора ДДИ №4 по реабилитации Игорь Рулев, есть шанс отправиться из интерната не в психоневрологический диспансер, "клиентами" которого становятся подавляющие большинство выпускников заведения, а в нормальное общество. Всего там содержится 50 человек, поступают они в отделение по собственному желанию в 18 лет и могут оставаться там вплоть до достижения сороколетнего возраста. Хотя, по словам Рулева, держать их там дольше 10-15 лет не имеет смысла, поскольку этого времени хватит, чтобы понять возможна ли адаптация больного в социуме. Отделение существеут всего два года, поэтому старшим его воспитанниками на данный момент всего лишь по 20 лет.

По утверждению Домбровского, ребят держат на положении "несвободных людей", не выдают паспорта, не платят зарплату, и всячески ограничивают в правах.

"Это сильные парни, они выполняют тяжелую работу. Они провели в системных учреждениях всю жизнь, что наложило отпечаток на их понимание окружающего мира", — рассказал Домбровский.

Один из реабилитантов - 20-летний Владимир Федоров, утверждает директор ДДИ №4 Галина Племянникова, и стал "инициатором" письма президенту. Именно со слов Федорова и было написано обращение.

"С Вовой Федоровым очень большая проблема - ребенок подвергается психологическому насилию по телефону", - утверждает Племянникова.

"Телефонным насилием", говорит руководитель дома-интерната, занимается директор благотворительной организации "Перспективы" Мария Островская, волонтеры которой стали в этом году "нежелательными" гостями в лечебном учреждении, хотя работают там уже порядка 15 лет.

"О письме президенту я узнала из Интернета. - отвечает на обвинения Островская. - Мы работаем с детьми из другого отделения в этом детдоме, а подписавшие письмо уже взрослые мальчики. Поэтому я очень мало о них знаю, но, безусловно, встречала этих ребят на территории интерната с тележками, разгружающих что-то, таскающих тяжести".

Буквально пару дней назад, поясняет Островская, воспитаннки интерната стали ей звонить и рассказывать, что их начали пугать отправкой в психиатрическую лечебницу, поэтому они просят забрать их из интерната.

"Почему в интернате считают меня виноватой? - задается вопросом волонтер. - Летом мы уже поднимали тему, что в Павловске не соблюдаются права детей.Теперь, видимо, меня всегда будут связывать с какими-то такими мерами, хотя тут все совершенно открыто: это письмо написал волонтер Симон Оганесян со слов мальчиков, а они его подписали".

Версию с написанием письма третьим лицом подтверждает и Галина Племянникова, по ее утверждению, письмо написал тот же волонтер, который опубликовал его на сайте. Сами ребята сделать это бы не смогли, поскольку писать среди воспитанников детдома умеют лишь несколько человек. "Бунтарь" Вова Федоров к их числу не относится.

Разруливать непростую ситуацию теперь приходится представителям аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по делам ребенка в Санкт-Петербурге, прокуратуры и председателю комитета по социальной защите администрации Санкт-Петербурга Александру Ржаненкову.

"Наше упущение есть в том, что воспитанникам пришлось подписать это письмо, — говорит Ржаненков. — Надо давать ребятам возможность жить макисмально самостоятельно и выходить за пределы детского дома".

"Через письмо ребята заявили о том, что они такие же граждане и с теми же правами, что и люди за забором," - солидарен с чиновником руководитель общественной организации "Мы вместе" Юрий Кузнецов, кстати, бывший воспитанник этого интерната.

Он считает, что устарела сама система подобных учреждений, и как следствие, - отношения работников интернатов к своим подопечным.

"Дети думают, пускай и с запаздыванием, но они формируют свои мысли", - говорит Кузнецов. И именно это, считает он, не всегда нравится сотрудникам интернатов.

"У них там эдакая запретительная забота, - согласна с Кузнецовым Островская, - ребят воспитывают по принципу "как бы что ни вышло". Поэтому я вполне могу допустить, что изложенное в письме - правда".

И если отношение к воспитанникам домом-интернатов для детей с отклонениям в умственном развитии не изменится, убежден Кузнецов, то там и дальше все будут идти "по проторенной дорожке - детский дом - психоневрологический интернат".

Отчасти его слова подтверждают и в самом ДДИ №4. По мнению Ильи Рулева, почти за два последних десятилетия из интерната "вышли в социум", а не в психушку, только два воспитанника.