Posted 15 декабря 2010,, 12:17

Published 15 декабря 2010,, 12:17

Modified 1 апреля, 10:40

Updated 1 апреля, 10:40

Москву избавят от "промышленной опасности"?

15 декабря 2010, 12:17
Благородные инициативы сыплются из мэра Москвы как из рога изобилия – что в принципе не так уж плохо. Нынче на повестке дня освобождение столицы от вредных промышленных производств.

Благородные инициативы сыплются из мэра Москвы как из рога изобилия – что в принципе не так уж плохо. Нынче на повестке дня освобождение столицы от вредных промышленных производств.

«Необходимо провести реструктуризацию промышленного сектора, то есть вывод с территории города опасных для жителей предприятий, и создать новые высокотехнологичные предприятия», - заявил Сергей Собянин на последнем заседании Cовета при полномочном представителе президента РФ в Центральном федеральном округе. Само по себе такое начинание нельзя не приветствовать. Несколько труднее определить, какие же именно производства в Москве являются вредными – и какие из них реально можно из города вывести.

Сегодняшняя столица не похожа на советскую, - промышленности как таковой, заводов и фабрик, для такого мегаполиса в ней не так уже и много. Уже довольно давно не дымят кирпичные трубы в историческом центре, не «ткет» ничего Краснохолмский камвольный комбинат на Садовнической набережной, не услащает жизнь «Красный октябрь» на острове, не печет хлебозавод на Сретенке. И как-то нельзя сказать, чтобы всех москвичей это радовало. «Укрощены» и такие гиганты, как «Серп и молот», очень скромное шевеление выказывают автозаводы.

Есть, правда, один завод – очень большой и, по общему убеждению, очень «злой» - это Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) в Капотне. На форумах в Интернете можно найти немало молитв жителей крайнего юга столицы об избавлении от этого чудища. Противоположную реплику удалось встретить лишь одну, которую справедливости ради надо привести: «Я работаю на этом заводе, и у нас тут яблоки, груши, сливы растут, и мы это все едим. В мутантов не превратились. Так что я против того, что бы завод переносили. Тем более, живу уже более 24 лет в районе!»

У корреспондента «Росбалта» был один личный знакомый – пожилой железнодорожник, который, будучи уволен на пенсию по возрасту с железной дороги «МПСовской», поступил машинистом на подъездные пути в Капотню. Там он трудился на маленьком тепловозике-ТГМке, подтаскивая вагончики. Будучи уже в возрасте за 70, дедушка ходил, довольный заработком и смыслом жизни, и выглядел весьма моложаво. Потом, правда, дедушка умер – практически на боевом посту, но это – трагедия оптимистическая, ей иные и позавидуют.

Опрошенные эксперты довольно сильно расходятся во мнениях о вредоносности московских предприятий. Депутат Московской городской думы, заместитель председателя комиссии по экономической политике и предпринимательству Иван Новицкий сообщил, что данный вопрос будет детальнейшим образом «продумываться и прорабатываться» комиссиями Мосгордумы вместе с Департаментом науки и промышленной политики.

В то же время, по словам депутата, в Москве «осталось уже не так много вредных производств, а то, что осталось, как раз выводиться не будет». «Тяжелой промышленности вроде сталелитейной в Москве уже нет – «Серп и молот» не работает, его в Ярцево вывели, - подчеркнул Новицкий. – Из нефтехимии, есть Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне, но такому крупному городу, как Москва, НПЗ нужен. Что, нам гнать цистернами и трубопроводами бензин? Завод стоит на окраине города, у МКАД, нормативы на нем соблюдаются - пускай там и работает. Больше нефтехимии крупной нет».

Что касается других производств, признаваемых вредными, то Иван Новицкий отметил, что мусоросжигательных заводов в Москве так и останется три, новых строить не будут, а город станет переходить на метод гидросепарации мусора. Существующие мусоросжигательные заводы, по словам Новицкого не являются столь вредными, иначе бы их не было на Западе.

В отличие от депутата Новицкого, профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич заметила, что она не считает обязательным иметь в черте города нефтеперерабатывающий завод. Однако реальной возможности вывести МНПЗ также не видит, поскольку «там сидят интересы «Газпрома», а московский рынок бензина - самый высоколиквидный в стране».

«Вот Московский шинный завод если выведут, то буду кричать «Ура!» - подчеркнула собеседница агентства. - Но я думаю, что его просто закроют. Он не смог адаптироваться к рыночной экономике и скорее мертв, чем жив. А «Серп и молот» уже почти не действует, его территория разобрана под логистику».

«Санация большинства вредных производств уже произошла в 1990-е – 2000-е годы, - рассказала профессор. - Существующий кризис, который не закончился, продолжает эту грязную работу без всякого мэра. Объем промышленного производства в столице нашей Родины за кризисный период упал больше чем на 30%. Кризис вычищает то, что полуживое. На такой дорогой земле промышленности в километрах от Кремля быть не должно».

При этом, по мнению Натальи Зубаревич, «надеяться на то, что на этих территориях будут в основном размещены высокотехнологичные производства, довольно забавно». «Причина первая: стоимость земли в Москве чудовищно высока, - напомнила эксперт. - Причина вторая: вводимый с 2011 года новый НДС с соцвыплатой, который убивает напрочь все трудоемкие производства. А высокие технологии трудоемки».

Известный эколог, сопредседатель Союза общественных экологических организаций Андрей Фролов, выделил в качестве вредных производств теплоцентрали и мусоросжигательные заводы. «Ни то, ни другое выводить никто не собирается и не будет», - добавил эксперт.

Теплоцентрали, как пояснил Фролов, часто используют в качестве резервного топлива топочный мазут, который неизбежно содержит 1,5-2% серы. В результате – «кислые дожди в прилегающих районах». «В свое время жители очень активно выступали против строительства Северной ТЭЦ, потому что, построй они вторую и третью очереди, и Медведково стало бы непригодным для жилья вообще», - рассказал эколог, а про мусоросжигательные заводы добавил: «Выбросов диоксинов с трех МСЗ Москвы больше, чем со всех МСЗ Германии вместе взятых». При этом, по мнению Андрея Фролова, из Москвы уже давно пора вывести девять атомных реакторов, сооруженных когда-то в научных целях, а ныне находящихся в частных владениях и крайне опасных.

Наконец, представитель столь радикальной организации, как «Гринпис», руководитель токсической программы «Гринпис России» Алексей Киселев, неожиданно вообще высказался против вывода из Москвы оставшихся в ней предприятий. Объяснение очень простое: по мнению Киселева, все предприятия вполне возможно модернизировать, и они обеспечат, как минимум, приемлемую экологию.

Как разъяснил Алексей Киселев, промышленность наносит городу три основных вида вреда: накопление отходов, загрязнение воздуха и шум. Исходя из этого – какой смысл вывозить далеко за город отходы, когда это обеспечивает мощные выхлопы и шум от множества большегрузных мусоровозов? Надо искать пути переработки промышленных и бытовых отходов на месте, и в наши дни такие пути есть. В металлургии можно заменить вредное литье дуговыми печами, да и покраска автомобилей на Западе модернизирована и не дает себя особо чувствовать. Даже злополучная нефтепереработка поддается «дрессировке».

Задачу городских властей представитель «Гринписа» видит в том, чтобы строжайшим соблюдением законодательства принудить промышленников к модернизации своих предприятий. И если административный ресурс сконцентрировать именно на этом, надежды есть.

Леонид Смирнов