Posted 24 декабря 2010,, 13:26

Published 24 декабря 2010,, 13:26

Modified 1 апреля, 10:29

Updated 1 апреля, 10:29

С возвращением, Лу!

24 декабря 2010, 13:26
Итоги президентской кампании в Белоруссии снова бросили ее в удушающие объятия Кремля. Но даже сейчас в Минске надеются на Европу. Точнее - на Германию, в чьих интересах оставить дырку в заборе, которым обносят Лукашенко англосаксы и их сателлиты.

Итоги президентской кампании в Белоруссии наглядно показали: в ближайшее время эта страна будет зависеть в экономическом плане от России еще сильнее. Но даже сейчас в Минске надеются на Европу. Точнее - на Германию, в чьих интересах оставить дырку в заборе, которым обносят Лукашенко англосаксы и их сателлиты на востоке Европы.

Выборы в Белоруссии стали весьма неординарным событием. Накануне победы "Лу" надеялся, что его, наконец, признает Запад и боялся возможного несогласия со стороны Кремля. Но получилось все как обычно: Запад осуждает разгон митинга оппозиции, а Кремль выборы признал. "Выборы в Белоруссии - это внутреннее дело этого государства", - заявил Медведев.

Как бы извиняясь перед минскими либералами, Кремль дал возможность высказаться Жириновскому. "Сейчас он (Лукашенко – прим. ред.), видимо, должен уйти, никакой инаугурации, он должен объявить новые выборы и сам в них не участвовать", - заявил тот в интервью оппозиционному телеканалу "Белсат", вещающему из Польши. "Медведев ни слова не сказал о Лукашенко. Сказал, что это выбор белорусов, пусть белорусы сами считают. Этими словами он сказал: "Александр, я твои выборы не признаю. Мне стыдно за тебя и нам нехорошо с тобой иметь дело", - пояснил Жириновский. Закончил политик традиционно для Кремля: "Почему мы должны кормить Беларусь? Он врет, что это его достижения, - каждый год мы ему по 5 миллиардов долларов даем! Мы отрываем от наших граждан".

Но всем понятно: что бы там ни говорил Владимир Вольфович, Россия остается экономическим опекуном Белоруссии. Белорусский парламент делает для задабривания "старшего брата" все возможное: ратифицировал документы по созданию Единого экономического пространства, смирился с введением Россией пошлин на нефтепродукты, которые белорусские НПЗ продавали Западной Европе. Все это для простых белорусов значат только одно: жить им станет труднее, т.к. их продукции теперь придется открыто конкурировать с российской, а доходов от торговли нефтепродуктами будет меньше.

Однако, чтобы сохранить власть, Лукашенко обязан сохранить какой-то приемлемый уровень жизни для своих граждан. Поэтому очевидно, что необходимые средства он будет постоянно выпрашивать у России.

«России удалось полностью изолировать белорусскую власть от Европы, - считает председатель Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак. - Теперь ни о какой многовекторной политике Минска не может быть и речи. Страна снова, как и несколько лет назад, будет почти полностью зависит от России. В краткосрочной перспективе Лукашенко, конечно, победил. Но в долгосрочной - ничего хорошего для действующей власти это не значит». Правозащитнику жаль, что диалог с Европой, который власть сумела наладить доселе, был фактически свернут. Восстановить репутацию в глазах Брюсселя Лукашенко будет непросто, уверен он.

Восстановления прежней одновекторности опасается и независимый экономист Сергей Чалый: «Белорусской экономике нужны серьезные рыночные реформы, а завязанность нашего экспорта на одной лишь России будет этому препятствовать».

Экономист Леонид Злотников предполагает, что в 2011 году Белоруссия будет активно продавать свои предприятия - причем, если раньше эксперты говорили об преимуществах инвесторов из Европы, то теперь понятно, что главные покупатели будут из России.

Главный вопрос теперь - как быстро и за какие деньги Батька продаст "нефтянку". Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико отмечает, что белорусская экономика нуждается в новых финансовых вливаниях. И поскольку шансов на то, что Россия предоставит Белоруссии новые кредиты, немного, Лукашенко придется пойти на распродажу.

Политолог Анатолий Красуцкий также говорит, что выборы сложились как нельзя лучше для России. "Лучше и придумать было нельзя. Погромы в Минске усилили влияние Кремля на официальный Минск". По мнению экспертов, шансы на то, что Лукашенко получит 3 млрд евро помощи от ЕС в рамках программы "Восточное партнерство", теперь ничтожны.

"Оппозиция добилась главного - международное признание итогов выборов 19 декабря застопорилось. До вечера дня голосования никто не сомневался в позитивной реакции на выборы Вильнюса и Варшавы, Евросоюза", - отмечает политолог из российского ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев. "Безусловно, нельзя сказать, что события 19 декабря как-то резко поменяли карту политических предпочтений в Восточной Европе, но они поставили под вопрос политическую выживаемость Лукашенко, его возможность реформировать политическую и экономическую структуру республики и т.д. Процесс перетекания темы существования в РБ авторитарного режима в международный "белорусский вопрос" ускорился", - добавляет он.

Политолог Андрей Федоров, в свою очередь, говорит о том, что Европа и США вполне могут наложить на Белоруссию экономические санкции - те, которые существовали до "потепления" отношения между официальным Минском и Западом. "Для этого Западу не нужны новые санкции - достаточно отменить мораторий на уже принятые. В дипломатической практике иногда за словами осуждения стоят и дела. Но в вопросе санкций все зависит от того, как поведут себя белорусские власти. Если "впаяют" оппозиционным политикам по 15 лет, то санкции будут, возможно, и новые", - заявил он газете "Ежедневник".

А это опять-таки значит, что Лукашенко останется просить новые кредиты у России.

Будет ли она их ему предоставлять? Это вопрос очень сложный.

Но даже в этой ситуации у Лукашенко остается слабая надежда на Запад. А именно – на противоречия между стратегическими интересами Германии и США. Как напомнил недавно в своем «Геополитическом путешествии» шеф Stratfor Джордж Фридман, ядро «старой» Европы во главе с Германией стремится объединить свои технологии с ресурсами России, и еще сильнее этого хотят в Кремле. "Островной" англосаксонский мир во главе с США стремится помешать этому, чтобы не допустить появления в лице ЕС еще более сильного, чем Китай, конкурента. И помогает в этом англосаксам проамериканский пояс «новых демократий», где неформально лидирует Польша.

Поэтому, несмотря на то, что Радослав Сикорский и Гидо Вестервелле ездили к Лукашенко вместе, нынешнее непризнание выборов поляками еще не есть позиция ЕС. Отповеди Варшавы и ОБСЕ, где первую скрипку также играют США – лишь слабый отсвет реакции Госдепа. Официальный Минск ждет, что скажут в Берлине, чтобы снова начать суверенную игру или окончательно уткнуться в подол матушке-России.

Вестервелле уже высказался, подписавшись под статьей глав МИД стран Восточной Европы в NYT. Фрау Меркель пока молчит.

Максим Швейц