Posted 6 января 2011,, 06:44

Published 6 января 2011,, 06:44

Modified 1 апреля, 10:21

Updated 1 апреля, 10:21

Могло быть и хуже...

6 января 2011, 06:44
Строительная отрасль в Петербурге еще не оправилась от кризиса, но уже встает на ноги. Это видно по числу введенных в 2010 году в строй объектов. "Росбалт" подготовил пятерку самых значимых градостроительных событий года.

Строительная отрасль в Петербурге еще не оправилась от кризиса. Зависли самые опасные для городской среды проекты вроде создания паркинга под площадью Восстания. Так уж сложилось за последние годы, что петербуржцы с недоверием относятся к любым строительным проектам, особенно высотным. Как писано в Библии, «по делам их узнаете». Дела видим. За город тревожно. Но уже не так, как три года назад.

1.Переезд «Охта центра»

Новость пришла, когда уже никто, кажется, не рассчитывал на разумный исход дела. Да и какой может быть разум в том, чтобы строить 400-метровую башню поверх ценнейших археологических пластов и источников минеральных вод в месте, где нет ни метро, ни парковок, ни развязок, а максимальная высота зданий составляет 48 метров?! Тем не менее, у некоторых чиновников глаза застилали нули из цены проекта. Городское правительство, называвшее в 2006 году цифру в 60 миллиардов рублей на реставрацию всех петербургских памятников «совершенно нереальной», с легкостью согласилось выделить ее на офис «Газпрома». Еще ни одной сваи не было забито, а проект подорожал с 2 до 3,5 миллиардов долларов. Дальнейшие чудеса, дойди дело до реализации, даже трудно себе представить. А благодарные потомки явно не забыли бы наши имена.

2.Открытие универмага «Стокманн»

Конечно, все могло быть намного хуже. На углу Невского и улицы Восстания мог появиться какой-нибудь кубический «новострой», как, например, у Казанского собора. Ручные эксперты выдали бы заключение, что новое здание гармонирует с окружающей застройкой, а губернатор, которая обещала воссоздать здания «Стокманна» в первоначальном виде, предпочла бы отмолчаться. Окружающие вековые здания, которые пошли трещинами от забиваемых на новом проекте свай, могли вовсе рухнуть. Сваи могли попасть в какой-нибудь рукав подземной речки Лиговки. На месте необитаемых зданий теперь крупнейший универмаг петербургского центра – по сути, это неплохо. Но прогуливаясь по Пушкинской улице в сторону Невского, ценителям петербургской классики лучше прикрыть глаза. Или выбрать для прогулки другой маршрут.

3.Начало строительства Западного скоростного диаметра

Самый жаркий спор по поводу ЗСД сегодня состоит в том, сколько будет стоить проезд по его отдельным участкам. Еще ничего толком не сделано: нет ни мостов, ни эстакад, ни колоссальных тоннелей от Лахты к Васильевскому и в Автово через порт. Даже подрядчики определены не по всем работам. Но делить непостроенные мосты – глубоко русская традиция. Особенно она актуальна на фоне сокращения бюджетных инвестиций на дороги и увеличения доли гипотетических пока частных инвесторов. И дело очень пахнет дамбой. Или второй сценой Мариинки. Или Орловским тоннелем.

4.Стадион на Крестовском острове

Самый глухой петербургский долгострой нового тысячелетия обещают доделать к началу сезона 2012 года. Близкие к проекту люди говорят, что и этот срок скорее всего провалится. Первоначально стадион-красавец с выдвижным полем «Зенит» должен был опробовать еще год назад, но случился кризис. В данном случае кризисом называется ситуация, когда стадион не построен, деньги на него потрачены и в этом решительно никто не виноват. Почему-то такими закидонами громко не возмущается ни руководство «Газпрома», ни футбольный клуб. А чего возмущаться-то? Россия же примет чемпионат мира по футболу. Значит, к 2018 году арену точно достроят.

5.Вручение премии «Небесная линия» Вячеславу Заренкову

Глава строительного холдинга награжден за гражданский, по мнению устроителей премии, поступок. Возведенный его подопечными высотный комплекс на Васильевском острове грубо вторгся в исторические панорамы. Строение клеймили как главную градостроительную ошибку. Вячеслав Заренков не стал дожидаться решения суда, а просто разобрал верхние этажи здания. «Не хочу, чтобы меня поминали плохим словом потомки», - пояснил свой поступок строитель. Правда, исторические панорамы от мужественного шага не стали прежними (для этого нужно было разобрать еще этажа два-три). А Вячеслав Адамович весь в белом уже занят новым высотным строительством на Васильевском острове: одно здание возводится по соседству от разобранных этажей, а другое – внутри университетского квартала. Чувствуется, что без комментариев потомков лауреату «Небесной линии» все же не обойтись.