Posted 12 января 2011, 10:24

Published 12 января 2011, 10:24

Modified 1 апреля, 10:18

Updated 1 апреля, 10:18

Сделка со следствием на $15 млн рухнула

12 января 2011, 10:24
Продлен срок содержания под стражей Сергею Киримову – фигуранту дела о взятке в $ 15 млн. Киримов ранее заключил сделку с правосудием, которая, вероятно, будет расторгнута: СКП не выполнил ее условий.

Мосгорсуд продлил на три месяца срок содержания под стражей бизнесмену Сергею Киримову – фигуранту громкого дела о вымогательстве взятки в $15 млн, которая, по версии следствия, предназначалась следователю СКП РФ Андрею Гривцову. Еще год назад Киримов заключил так называемую сделку с правосудием и дал показания на одного из обвиняемых. Однако, как стало известно «Росбалту», в ближайшее время это досудебное соглашение будет расторгнуто. СКП РФ, несмотря на обещания, так и не выпустил Киримова на свободу, кроме того, в окончательной редакции ему предъявлены обвинения по более тяжкой статье УК РФ, чем инкриминировалась ранее. В итоге бизнесмен отказался давать показания.

Поскольку речь шла о продлении Сергею Киримову ареста на срок больше года (он был задержан 13 января 2010 года), ходатайство рассматривал не районный, а Мосгорсуд, который 11 января принял решение оставить бизнесмена под стражей еще на три месяца, до 14 апреля 2011 года. Для самого Киримова такое решение не стало неожиданностью, поскольку еще в конце 2010 года стало известно, что СКП РФ не будет выполнять условия, предусмотренные так называемой сделкой с правосудием. По данным «Росбалта», события развивались следующим образом.

Сразу после задержания Киримову были продемонстрированы аудиозаписи (они велись почти месяц) его переговоров с потерпевшим – президентом концерна «Росэнергомаш» Владимиром Палихатой. Из них следовало, что последний готов заплатить сумму в $15 млн за непривлечение его к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ (мошенничество). А предназначались эти деньги якобы для следователя СКП РФ Андрея Гривцова, который и расследовал уголовное дело, где фигурировал Палихата. Киримов решил заключить сделку с правосудием, по которой дал показания на своего знакомого адвоката, бывшего сотрудника прокуратуры Москвы Руслана Паркина. Он тоже участвовал в переговорах с Палихатой, а в свое время являлся начальником Андрея Гривцова.

Самого следователя Киримов не знал. Когда 13 января 2010 года бизнесмен извлекал из ячейки банка «Интеркоммерц» заложенный туда адвокатом Палихаты муляж $8 млн (часть взятки), он был задержан. Спустя два дня под стражу взяли и Андрея Гривцова, но вскоре он был отпущен на свободу. Руслан Паркин уехал из страны еще до всех этих событий, его объявили в розыск. В деле также фигурирует еще один знакомый Паркина – замначальника управления по борьбе с экстремизмом ГУВД Москвы Сергей Хацернов, который, согласно аудиозаписям, передавал Паркину некие документы, связанные с делом в отношении Палихаты. Однако никаких обвинений Хацернову предъявлено так и не было.

По условиям досудебного соглашения, которое со стороны обвинения подписал заместитель генпрокурора Владимир Малиновский, помимо дачи показаний на Паркина, Киримов согласился признать себя виновным по ст.33, ст.30, ст.291 УК РФ (пособничество при покушении на дачу взятки), по которым ему грозило максимум два года тюрьмы, а скорее - условный срок. В неофициальную часть соглашения вошли также обещания следователей изменить Киримову меру пресечения на несвязанную с лишением свободы. Однако далее события стали развиваться по весьма странному сценарию. Сроки ареста бизнесмену постоянно продлевались, представители СКП РФ заявляли, что против его освобождения выступает Генпрокуратура (ГП).

В ноябре 2010 года материалы в отношении Киримова были выделены из общего расследования в отдельное производство, а обвинительное заключение передано на утверждение в Генпрокуратуру для последующей передачи в суд. Примечательно, что Киримов попросил, чтобы слушания проходили в особом порядке - без судебного следствия. Однако другой заместитель генпрокурора Виктор Гринь неожиданно вернул тома дела в СКП РФ для проведения дополнительного расследования. Свою позицию он обосновал тем, что проведены не все экспертизы, а также, что в материалах отсутствует оригинал досудебного соглашения.

В итоге дело вновь соединили с общим делом о взятке в $15 млн, 13 декабря сменился следователь, занимающийся расследованием, который уже 14 декабря предъявил Киримову новые обвинения в совершении преступления, считающегося тяжким – по ст.33, ст.30, ст.290 УК РФ (пособничество при покушении на получение взятки), по которой Киримову (даже с учетом досудебного соглашения) грозит до десяти лет тюрьмы. Следователь наставил на том, чтобы и в этот раз бизнесмен признал себя виновным, но он отказался, а также отказался вообще давать какие-либо показания.

«Скорее всего, досудебное соглашение будет расторгнуто, в нем больше нет никакого смысла: на свободу Сергей так и не вышел, по новому обвинению ему грозит большой срок, - рассказал «Росбалту» один из знакомых Киримова. - Тем более, статья 290 УК РФ позволяет рассматривать дело с участием присяжных, которые вполне могут вынести оправдательный вердикт – никаких доказательств получения именно взятки в деле нет».

Эту информацию подтвердил «Росбалту» и адвокат Киримова Владимир Тюренков: «Обвинение Киримову в пособничестве при покушении на получение взятки незаконно предъявлено без всяких доказательств. На доследование дело было отправлено без должных оснований. Продление срока содержания под стражей Киримову тоже ничем не обосновано».

Напомним, по версии следствия, события развивались следующим образом. В 2004 году прокуратура Москвы, в которой работали Гривцов и Паркин, возбудила уголовное дело о рейдерском захвате комплекса НИИЭМИ по статье 159 УК РФ (мошенничество). В рамках этого расследования в розыск был объявлен бизнес-партнер Владимира Палихаты Николай Нестеренко. Примечательно, что в этом же году по тем же обвинениям в розыск объявили и Сергея Киримова. Ему инкриминировали рейдерский захват ОАО «Завод «Фили-кровля».

В 2008 году дело в отношении Киримова было закрыто, а вот расследование дела в отношении Нестеренко продолжилось, в результате он был задержан в Белоруссии и экстрадирован в Россию (в 2010 году Нестернко был приговорен к условному сроку). По данным следствия, сразу после этого и была выстроена цепочка для получения взятки. Следователь Гривцов – его бывший начальник адвокат Паркин – знакомый Паркина Сергей Киримов, который был в хороших отношениях с Палихатой. Последнему было объявлено, что после задержания Нестеренко его статус в деле может поменяться из свидетеля на обвиняемого. По данным «Росбалта», из «прослушек» сложно понять, сам ли Палихата предложил гигантскую взятку или у него начали вымогать эту сумму. Даже специальная голосовая экспертиза данный факт определить не смогла. Однако в результате Киримов и Гривцов были задержаны. Однако доказательств вины следователя (в отсутствии Паркина) у СКП крайне мало. Киримов с Гривцовым не были знакомы, во время бесед с Паркиным следователь никаких сумм не обсуждает, ни о каких своих возможных криминальных действиях не говорит.

Примечательно, что в громком деле появился один известный фигурант. По данным «Росбалта», в качестве свидетеля СКП РФ была допрошена сенатор Людмила Нарусова, которая рассказала, что хорошо знакома с Нестеренко и Палихатой, эти два бизнесмена неоднократно жаловались ей на необоснованное преследование со стороны правоохранительных органов.

Александр Шварев