Posted 16 февраля 2011,, 07:58

Published 16 февраля 2011,, 07:58

Modified 1 апреля, 09:40

Updated 1 апреля, 09:40

России надоело «строить» нефтепровод Бургас - Александруполис

16 февраля 2011, 07:58
Россия выходит из проекта строительства нефтепровода Бургас - Александруполис в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Как ожидается, российские участники проекта завтра объявят о прекращении его финансирования.

МОСКВА, 16 февраля. Россия выходит из проекта строительства нефтепровода Бургас - Александруполис в обход проливов Босфор и Дарданеллы, пишет сегодня газета «Ведомости».

По данным издания, завтра в Риме состоятся заседание наблюдательного совета и собрание акционеров проектной компании Trans-Balkan Pipeline B. V. - оператора строительства нефтепровода Бургас - Александруполис. Российские участники проекта - «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть» - объявят о прекращении его финансирования, рассказали «Ведомостям» три источника, близких к руководству Trans-Balkan Pipeline B. V. и его акционерам. Фактически проект будет остановлен. Власти Болгарии, по территории которой пройдет труба, до сих пор не согласовали проект - и неизвестно, когда это сделают. Кроме того, нефтяные компании не предоставили гарантий прокачки сырья, говорят собеседники издания. Представители «Транснефти», «Роснефти» и «Газпром нефти» от комментариев отказались. С представителями Trans-Balkan Pipeline B. V. и минфина Болгарии связаться не удалось.

Труба Бургас - Александруполис задумывалась еще в 1990-х годы как альтернатива танкерным перевозкам через проливы Босфор и Дарданеллы. Но старт проекту был дан только в 2008 году. Стоимость транспортировки нефти по новой трубе составила бы около $7 за тонну, говорил в прошлом году президент «Транснефти» Николай Токарев. Тогда как доставка танкером через проливы - $4 за 1 тонну. Трубу планировали запустить уже в 2011 году, но начало строительства то и дело переносилось. Реализации проекта противилось и пришедшее в 2009 году к власти новое правительство Болгарии. Оно усомнилось в экологической безопасности нефтепровода и фактически прекратило финансирование проекта. В ответ Россия присоединилась к альтернативному проекту Самсун - Джейхан.

Сейчас через турецкие проливы транспортируется около 85 млн тонн нефти в год, говорит аналитик «Банка Москвы» Денис Борисов. Это предельная пропускная способность, отмечает он. Но в декабре акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) договорились о расширении нефтепровода Тенгиз - Новороссийск с нынешних 35 млн до 67 млн тонн в год. Дополнительные объемы нефти планировалось направить в Бургас - Александруполис. Их можно перенаправить и на Самсун - Джейхан, но все будет зависеть от тарифов на транспортировку по этой трубе. Пока они не известны. Однако ранее «Транснефть» предупреждала, что они могут троекратно превысить стоимость поставок через Босфор и Дарданеллы. Если тарифы окажутся неприемлемыми для нефтяников, дополнительные объемы компании, скорее всего, перенаправят на БТС-2 и вторую очередь ВСТО, считает Борисов.