Posted 17 февраля 2011,, 17:14

Published 17 февраля 2011,, 17:14

Modified 1 апреля, 09:38

Updated 1 апреля, 09:38

На чем поедем?

17 февраля 2011, 17:14
Стремительный рост российского авторынка привел к тому, что автопроизводители и банки развернули настоящую маркетинговую войну. Из-за большого количества выгодных предложений потребителю все сложнее определиться с выбором.

Стремительный рост российского авторынка привел к тому, что автопроизводители и банки развернули настоящую маркетинговую войну. Из-за большого количества выгодных предложений потребителю все сложнее определиться с выбором.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2010 году в России было продано более 1,91 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (на 30% больше, чем в кризисном 2009-м). По оценкам агентства "Автостат", в денежном выражении емкость рынка новых легковых машин составила $42,4 млрд (рост на 41,7%). Увеличение производства легковых машин было еще более впечатляющим – 101,6%, при этом выпуск автомобилей российских марок вырос на 83,4%, а выпуск иномарок на заводах в России – на 122,1%. По прогнозу "Автостата", в текущем году российский авторынок вырастет почти так же, как в прошлом – на 27%, а в 2012-м году – еще на 10-12%, после чего рост существенно замедлится.

Такое ускорение спроса на автомобили усиливает конкуренцию между производителями, заставляя их бороться за увеличение своей доли на рынке. "Каждый старается представить надежный, комфортабельный, красивый автомобиль по доступной цене, чтобы не проиграть конкурентам", – констатирует директор розничного подразделения группы компаний "Рольф" Сергей Щербинин.

Активность иностранных автопроизводителей, представленных в России, еще более усилилась в связи с рядом преференций государства отечественному автопрому. "Программа утилизации старых машин дала отечественным производителям огромное преимущество перед иностранными конкурентами в 2010 году. Рекордные продажи "АвтоВАЗа" (более 517 тыс. автомобилей, что на 48% больше, чем в 2009 году – "Росбалт") – лучшее тому подтверждение", – говорит аналитик агентства "Инвесткафе" Максим Лобада.

По оценке "Автостата", отечественный рынок автокредитования вырос за 2010 год более чем в два раза – до $10,1 млрд против $4,87 млрд в 2009-м. "После провала в конце 2008 – начале 2009 года, когда банки были не готовы кредитовать, а клиенты опасались брать деньги взаймы из-за нестабильной экономической ситуации, примерно с мая 2009 года кредитование имеет положительную динамику, - вспоминает Щербинин. – В 2010 году доля кредитных продаж в общем объеме продаж розничного подразделения "Рольфа" составила около 32%, а это выше, чем до кризиса".

В настоящее время большинство автопроизводителей совместно с банками предлагают клиентам специальные кредитные программы, что усиливает конкуренцию уже не только между автопроизводителями, но и между самими банками. Например, Райффайзенбанк выдает кредиты на покупку автомобилей Suzuki под 2,5% годовых при оформлении кредита на год и первоначальном взносе 40% от стоимости автомобиля. Банк "Открытие" выдает автокредиты под 11% годовых при первоначальном взносе от 11% от стоимости автомобиля, банк "БНП Париба" – под 9,5% при первоначальном взносе от 50%. По программе FordCredit автомобиль можно приобрести под 8,9%, по программе Mitsubishi Motors Finance – в отдельных случаях под 0% или 4,9%.

"По сути, это такие же субсидируемые кредиты, как в случае с государственной кредитной программой, просто субсидируют их сами компании-производители, – отмечает Щербинин. – Но преимущество таких кредитов перед госпрограммой в том, что они позволяют выбрать автомобиль из большего спектра моделей.

Производители прибегают и к другим способам привлечения покупателей. Например, страховой полис КАСКО на новый Volkswagen Polo при покупке автомобиля в автосалонах компании "Авто Ганза" будет стоить, как полис ОСАГО, то есть в несколько раз дешевле, чем обычно. Многие банки принимают сертификат об утилизации старого автомобиля в качестве первого взноса по кредиту за новый автомобиль.

Мнения экспертов в оценке качества автомобилей в зависимости от страны происхождения бренда в целом совпадают. Так, германские машины многие считают наиболее качественными. "Часы должны быть швейцарскими, а машина немецкой", – шутит аналитик банка "Открытие" Игорь Краевский. Образцовым немецкий автопром считает и Лобада из "Инвесткафе". Директор по продажам новых автомобилей группы компаний "Независимость" Александр Ломакин добавляет, что немецкие автомобили наиболее комфортные и эргономичные, а кроме того, их производители имеют широкую дилерскую сеть и разнообразный модельный ряд.

Японские автомобили – одни из самых надежных в мире. Более того, "японцы" сегмента премиум (Lexus и Infinity) ни в чем не проигрывают конкурентам из Германии, а зачастую предлагают более качественную комплектацию за меньшие деньги, отмечает Краевский.

Шведские авто почти все эксперты называют самыми безопасными и очень надежными. Но Краевский осторожен в оценках. "Шведский автопром довольно специфичен, – замечает он, – существует мнение, что шведскую машину можно купить, но нельзя продать".

Во французских машинах специалисты отмечают интересный дизайн, но обращают внимание на то, что, судя по статистике обращений в автосервисы, они относительно часто ломаются.

Американские автомобили отличает мощность, но и связанная с ней неэкономичность, из-за которой американские компании теряют свою долю российского авторынка.

"К китайским машинам отношение такое же, как и ко всей китайской продукции в целом", – замечает Лобада. Но Краевский напоминает, что китайцы предлагают сейчас самые низкие цены и постоянно повышают качество. "В дальнейшем у китайских брендов есть большой шанс стать серьезными соперниками более именитых компаний", – убежден аналитик "Открытия".

Наиболее оптимальными по соотношению цена/качество и Ломакин из "Независимости", и Лобада из "Инвесткафе" называют корейские автомобили. "Корейские марки сейчас представляют собой самое достойное сочетание цены и качества, – уверен Ломакин. – Например, отличные результаты показывает Kia. Грамотная маркетинговая политика, модельный ряд и ценовые предложения вывели производителя в одного из лидеров продаж в России".

По словам Ломакина, в категории автомобилей до 600 тыс. рублей наибольшим спросом пользуются Peugeot 308 и Volkswagen Polo Sedan, от 600 тыс. до 1 млн – Mazda 6 и Volkswagen Passat, который в этом году будет обновлен и к апрелю-маю представлен на рынке в новой версии. В ценовой категории свыше 1 млн руб. наиболее востребованы автомобили Audi A4, BMW 3 и кроссовер Volkswagen Tiguan. "Если говорить о более дорогих автомобилях, то практически ажиотажный спрос сейчас наблюдается на Audi Q5", – рассказывает эксперт.

Лидерами по соотношению цена/качество среди машин стоимостью до 600 тыс. рублей Лобада считает автомобили Nissan, до 1 млн рублей – Volkswagen, свыше 1 млн – Audi. Для Краевского аналогичный рейтинг выглядит так: Ford Focus, Volkswagen Passat и Audi A6.

Наиболее активно в текущем году на российском авторынке будет развиваться сегмент доступных автомобилей стоимостью от 350 до 450 тыс. рублей, не сомневается Сергей Щербинин из "Рольфа". "Лидерами в этом сегменте будут уже зарекомендовавший себя Renault Logan, ставший очень популярным в 2010 году седан Volkswagen Polo и новинка 2011 года Hyundai Solaris. Продажи последнего стартовали в феврале, но очередь на ряд комплектаций уже доходит до 3-4 месяцев", – говорит он.

Именно их, а также Kia Rio, Ford Focus и Skoda Octavia, Щербинин называет лучшими среди мультифункциональных седанов до 600 тыс. рублей, подходящих "и для семьи с детьми, и для поездки за покупками, и просто для езды по городу". У Ford Focus фиксированные цены на техобслуживание на всей территории России и гибкое формирование комплектации, вследствие чего у покупателей есть широкие возможности выбрать необходимые опции. Octavia, по его мнению, – "хороший пример отличного сочетания цена/качество и надежности в эксплуатации".

В сегменте до 1 млн рублей выбор еще шире. "Можно рассмотреть автомобиль побольше и с лучшим наполнением опциями, например, Ford Mondeo, – перечисляет представитель "Рольфа", – или седан С-класса, но с более привлекательным дизайном, чем его более бюджетные "коллеги", например, Kia Cee'd, либо даже компактный кроссовер – я бы отметил Mitsubishi ASX, Kia Sportage, Hyundai ix35, Skoda Yeti, Nissan Qashqai".

В ценовом сегменте свыше 1 млн рублей выбор автомобиля ограничен только желаниями и фантазией покупателя, говорит эксперт. Среди седанов до 1,5 млн рублей оптимальными моделями он считает Toyota Camry и Volkswagen Passat, свыше 2 млн –премиальный Mercedes-Benz E-класса.

Из средних внедорожников он рекомендует Outlander XL и Hyundai Santa Fe, из больших - Kia Sorento, Land Cruiser Prado, VW Touareg, а тем, кто "действительно нуждается во внедорожных качествах автомобиля", эксперт советует обратить внимание на Land Rover Discovery.

Евгений Новиков