Posted 22 февраля 2011,, 10:15

Published 22 февраля 2011,, 10:15

Modified 1 апреля, 09:34

Updated 1 апреля, 09:34

Художники в стиле «ХУ» не хотят в тюрьму

22 февраля 2011, 10:15
Продолжается суд над членами столичной арт-группы «Война» Леонидом Николаевым и Олегом Воротниковым, обвиняемыми в переворачивании милицейских машин (так они протестовали против коррупции). В Москве их сторонники протестуют против жестокого обращения с художниками.

Продолжается суд над членами столичной арт-группы «Война» Леонидом Николаевым и Олегом Воротниковым, обвиняемыми в переворачивании милицейских машин (так они протестовали против коррупции). В Москве их сторонники протестуют против жестокого обращения с художниками.

Пока в Северной столице заседал суд, в Москве сторонники обвиняемых давали пресс-конференцию, протестуя против жестокого обращения властей с Николаевым и Воротниковым и требуя их освобождения, хотя бы из-под стражи на время суда. Строго говоря, проводить встречу с прессой в часы судебного заседания, когда неясно, может быть, как раз сейчас ваши требования и будут исполнены - не очень ловко. Но это не так уж важно: действия талантов и поклонников очень часто бывают отмечены некоторой безалаберностью.

Вообще-то, «арт-группа» и отсылка к изобразительному искусству немножко запутывают дело. В ночь на 16 сентября прошлого года у врат Михайловского замка развернулась сценка. Для вящей художественности, сначала маленький мальчик – сын Олега Воротникова и его жены Натальи, чья фамилия то ли Сокол, то ли Козленок – отфутболил мячик под милицейскую машину. После чего группа молодых людей числом около десятка эту машину бодро перевернула – «Жигули» 10-й модели не так много весят. Все это есть в Интернете, заснятое на видео.

В машине, как сообщается, был водитель, который спал. На то, чтобы мигом выскочить и броситься в погоню, его подготовки не хватило, на сам водитель не пострадал, несмотря на смятую крышу, на которую встал автомобиль. А веселая компания в ту же ночь перевернула еще некоторое количество милицейских машин, точно число которых пока неясно, но, по реалистическим оценкам в Интернете – то ли одна, то ли две. Акцию назвали «Дворцовый переворот», поскольку первую машину перевернули у Михайловского замка, где в 1801 году был убит царь Павел Первый.

Ровно через два месяца, 15 ноября, в Москве были задержаны двое из веселой компании – гг. Николаев и Воротников, взяли их на квартире у более старшего коллеги-«теоретика» по фамилии Плуцер-Сарно. Остальных пока не нашли, а арестованных отвезли в Петербург и там судят по статье 213 УК РФ – за злостное хулиганство, до пяти лет.

В западном мире давным-давно «действуют» группы молодых и не очень молодых людей, публично совершающих вызывающие, раздражающие, «провокативные» поступки, призванные засвидетельствовать протест против чего-то – обычно против политики властей данной страны. У таких людей много самоназваний – и «флэш-моб», и антиглобалисты и т.д. Логичнее всего им было бы называть себя «передвижным театром», ибо многие из таких сценок бывают талантливо (или неталантливо) срежиссированы. Но они почему-то больше любят называться художниками, а свои акции именуют перфомансами.

Идея, что художник должен «раздвинуть рамки из золоченого или красного дерева» и непосредственно воздействовать на мир, участвовать в сотворении реальности, живет с начала ХХ века. И наша страна стояла у ее истоков: «Черный квадрат» был написан Казимиром Малевичем в начале Первой мировой войны и призван был засвидетельствовать, что «все пропало», что мир рухнул. Малевич был недалек от истины: Первая мировая не только сама по себе принесла неисчислимые страдания, но и разрушила «старый классический мир XIX века», основанный на вере в человеческий разум.

Во второй половине ХХ века история авангардного и абстрактного искусства наконец пришла к отказу от картин – даже абстрактных – и освоению публичных коллективных действий. На Западе все это уже успело не только достичь совершенства, но и порядком утомить обывателя. А наша страна подотстала – по причинам, опять-таки, вполне понятным. Ни при Сталине, ни при Хрущеве авангардизмом не побалуешься – да и при Брежневе не очень-то. Современные авангардисты, включая защитников Николаева и Воротникова, считают своими предтечами и Малевича, и участников Манежной выставки 1962 года, на которой Хрущев крикнул свое знаменитое «Абстракцисты и пидарасы!», и участников «Бульдозерной выставки» 1974 года, когда самовольно выставленные картины на бульваре подавили дорожной техникой.

Но вот пришла свобода – и русский авангард разгулялся с новой силой молодецкой, тут и лимоновцы отметились, и много кто. Группа «Война» показала, пожалуй, наибольшую изобретательность. Самая известная из ее акций – это, по сути дела, «сольный номер» Леонида Николаева, который минувшей весной у стен московского Кремля, надев на голову синее ведро, пробежался ногами по черному лимузину с мигалкой – на капот, потом на крышу, на багажник – и наутек. Причем, выбрал не пустой лимузин, а с водителем, на перекрестке, и мускулистый шофер успел, по крайней мере, толкнуть его в спину, сбив ведро.

Большого риска человек Николаев, недаром среди своих он носит нецензурное прозвище, которое может быть графически отображено как Леня Е……й. В Питере он отметился тем, что нарисовал на днище разводного моста перед «Большим Домом», управлением ФСБ, огромный фаллос. Акцию назвали «Х… в плену у ФСБ». А начинала «Война» в 2007 году с того, что в столичном «Макдональдсе» забросали раздачу живыми кошками с криком «Свободная касса!», в 2008 году активисты устроили массовое совокупление в московском Биологическом музее.

Акция с синим ведерком вызвала, впрочем, даже сочувствие у общественности – как-никак, это борьба с опостылевшими всем мигалками. Но акция с опрокидыванием машин далеко не так безобидна и однозначна.

Защитники обвиняемых отнюдь не едины во мнениях. На пресс-конференции выступали двое известных искусствоведов: Андрей Ерофеев, один из организаторов выставок «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство», за которые он чуть было в тюрьму не попал, и доцент МГУ Андрей Ковалев, привлеченный к делу «Войны» в качестве эксперта. Гладко выбритый благообразный лик и чопорный костюм Ерофеева контрастировал со всклокоченной седой бородой и мешковатым свитером Ковалева. А вот позиции их были скорее «противоположны» внешности.

С точки зрения Андрея Ерофеева, группа «Война» - это и есть подлинные русские художники, причем самые талантливые, самые стоящие из них, поскольку они ломают общественное лицемерие и равнодушие. И они достойны премии – к слову сказать, подсудимые номинированы на премию «Инновации», учрежденную Министерством культуры (какое, впрочем, отличие имеют выходки "Войны" от безобразий обычных хулиганов, Ерофеев не уточнил). Андрей же Ковалев заметил, что он с удовольствием «надрал бы уши этим мальчишкам и девчонкам» и ничего бы против не имел, если бы им дали 15 суток. Но карать уголовным судом, да еще с содержанием в СИЗО – это слишком.

Собственно, и известный правозащитник Александр Верховский, и организатор пресс-конференции Стефания Кулаева признавали, что государство вправе судить людей, нарушающих законы. Просто, по их мнению, тут явно следовало бы применить не уголовную, а административную статью и денежный штраф – и без того явно немалый. Жена Олега Воротникова Наталья по видеомосту из Санкт-Петербурга жаловалась на жестокие условия содержания мужа и его товарища: «есть заставляют стоя и по очереди, постельного белья не дают, все жалобы выбрасывают, не читая», а Андрей Ерофеев заявил, что Воротников тяжело болен, и у него «в тюрьме руки отнялись».

Воротникова выпустили под залог в 300 тыс. рублей, сегодня суд решит вопрос об освобождении под залог Леонида Николаева.

Леонид Смирнов