Posted 10 марта 2011,, 16:27

Published 10 марта 2011,, 16:27

Modified 1 апреля, 09:18

Updated 1 апреля, 09:18

Из кризиса - на автохламе

10 марта 2011, 16:27
Программа по утилизации старых автомобилей заканчивается 31 марта. Эксперты отмечают, что она стала одной из наиболее эффективных антикризисных мер правительства. Если бы не дефицит иномарок наиболее популярных моделей, на которые распространяется программа, ее участников было бы гораздо больше.

Госпрограмма по утилизации старых автомобилей, стартовавшая в России 8 марта 2010 года, заканчивается 31 марта. Первоначально ее предполагалось завершить до 1 ноября 2010-го, но результат так понравился правительству, что было решено продлить сроки.

Реализацией программы занимается министерство промышленности и торговли России (Минпромторг). Всего на нее было выделено 25 млрд рублей (20 млрд в 2010 году и 5 млрд - в 2011-м) – на 500 тыс. сертификатов номиналом 50 тыс. рублей каждый. Чтобы получить утилизационную скидку (сертификат) при покупке новой машины отечественного производства (в том числе зарубежных брендов), гражданин, владеющий более одного года автомобилем старше 10 лет и массой не более 3,5 тонны, должен сдать его дилеру, принимающему участие в программе. По состоянию на 4 марта текущего года было выдано уже 468,26 тыс. сертификатов (лимит - 500 тыс.), 449,1 тыс. из которых были использованы для частичной оплаты новых автомобилей, участвующих в программе.

Уже сейчас можно констатировать, что правительству таким образом удалось оказать поддержку российским автопроизводителям, констатирует руководитель службы продаж компании «Независимость Ford» Вячеслав Синицын. Доля продаж по программе утилизации в компании составляет 10-12%, а на начальном этапе даже доходила до 25%.

Показатели «АвтоВАЗа» еще более впечатляют – почти 43% всех купленных в 2010 году новых автомобилей Lada (примерно 221,6 тыс. из 517,1 тыс.) были частично оплачены утилизационными сертификатами.

Глава департамента корпоративных коммуникаций группы компаний «Рольф» Мария Заикина главным плюсом госпрограммы считает то, что она дала многим людям возможность выгодно приобрести новый автомобиль. По словам эксперта, благодаря программе среди клиентов компании появились люди, «которые раньше даже не рассматривали возможность покупки иномарки». «Благодаря субсидии в 50 тыс. рублей, а также возможности использовать утилизационный сертификат в качестве первого взноса по кредиту (а такая опция есть у большинства наших банков-партнеров) они смогли «переключиться» на автомобили иностранных брендов», – поясняет Заикина.

Заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов называет завершающуюся программу Минпромторга самым эффективным решением российского правительства по поддержке отечественного автопрома в последние годы. По его словам, госпрограмма «запустила производство автомобилей и оживила авторынок», благодаря ей выросла потребительская уверенность покупателей новых машин.

При этом государство ничего не потеряло, поскольку потраченные средства возвращаются в бюджет в виде налогов, говорит эксперт. Опыт немцев, которые первыми провели у себя подобную программу, показывает, что на каждый евро, потраченный на нее, в конечном итоге благодаря мультипликативному эффекту приносит экономике в несколько раз большую сумму денег», – отмечает Удалов.

Конечно, в реализации программы было не все идеально гладко, но, учитывая ее новаторский характер, это простительно, отмечают эксперты. Вячеслав Синицын вспоминает, что «поначалу у дилеров наблюдалась нехватка необходимой информации по взаимодействию с Минпромторгом, были некоторые сложности с получением возмещений (за сертификаты об утилизации – ред.), со сдачей документации». «Многое тут зависело от того, как дилер организовал свою работу в этом направлении, – уточняет он, – была ли разработана и внедрена схема работы по утилизации, была ли найдена надежная компания-утилизатор, был ли выделен специальный сотрудник для документооборота и т.д.».

Мария Заикина констатирует, что число участников программы со стороны покупателей могло бы быть больше. «Потенциал госпрограммы сдерживался и сдерживается дефицитом автомобилей наиболее популярных моделей иностранных брендов», – говорит она.

Сергей Удалов, хотя и признает важную роль программы с точки зрения экологии («из российского автопарка выбыло почти полмиллиона ветхих машин»), отмечает, что пока в России так и не появился стройный механизм утилизации старых автомобилей. «Правда, это и не было целью программы, – делает оговорку эксперт. – Может быть, это станет целью ее следующего этапа». Для сравнения, в развитых странах утилизация рассматривается как последний этап жизненного цикла автомобиля, ее специфика учитывается при производстве новых автомобилей, а ее стоимость, как правило, закладывается в цену автомобиля, рассказывает эксперт.

Тем временем, Минпромторг разработал концепцию новой программы утилизации старых автомобилей, которая может прийти на смену сворачиваемой и привести к обновлению парка автомобилей на 8% за год. По словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексея Рахманова, концепция может начать работать уже со следующего года, но перед этим ее еще нужно согласовать с Минфином и Минприроды. Чиновник надеется сделать это в ближайшие дни.

Евгений Новиков