Posted 11 апреля 2011,, 10:55

Published 11 апреля 2011,, 10:55

Modified 1 апреля, 08:46

Updated 1 апреля, 08:46

Мосгордума: будет ли тишь да гладь?

11 апреля 2011, 10:55
Судьба будущего Московской городской думы в городе обсуждается как-то вяло. Это немного странно с точки зрения абстрактной общечеловеческой логики. И вполне естественно с учетом конкретных реалий жизни нашего мегаполиса.

Судьба будущего Московской городской думы в городе обсуждается как-то вяло. Это немного странно с точки зрения абстрактной общечеловеческой логики. И вполне естественно с учетом конкретных реалий жизни нашего мегаполиса.

Полгода назад довольно драматическим образом завершилось 20-летнее правление Юрия Лужкова. Правление, повсеместно признанное авторитарным (при разных оценках этого). Компактный 35-местный городской парламент был сформирован и выпестован авторитарным мэром, что называется, «до автоматизма». И этот же самый парламент – по крайней мере, по виду со стороны – своего мэра благополучно "сдал" и восторженно принял нового.

Было, правда, исключение: депутат Михаил Москвин-Тарханов – человек из актерской семьи, наделенный недюжинным ораторским даром, энергично протестовал против того, как обошлись с Лужковым, в таких, например, выражениях: «Человек, который с 1992 года в самые трудные времена вытягивал и вытягивал… И с ним поступить вот так! .. Болото – оно и есть болото. Трясина никого не способна держать».

И что? Да, в общем, и ничего, как-то позвучало это гласом вопиющего в пустыне.

Более того: последние выборы октября 2009 года, на которых был избран нынешний состав Мосгордумы, оказались скандальными. Все помнят, как в одну ночь после голосования скакнули цифры за «Единую Россию», и «пролетели» разом все демократы, прошли только три коммуниста. Многие журналисты помнят, как сияющий спикер Владимир Платонов спросил представителя КПРФ: «Как себя чувствуете, коллега?» И «коллега»-коммунист, гневно ответствовал: «Отвратительно чувствуем!» А чуть погодя сам Лужков громогласно вещал, как «москвичи не поверили» неправящим партиям в годину кризиса…

Сразу после снятия Лужкова прозвучало призывов немало к роспуску и самороспуску Мосгордумы – естественно, от лидеров партий, в ней не представленных, от «Справедливой России» до «Правого дела». Но как-то все заглохло.

Несколько большим успехом увенчалась идея расширения численности депутатов. Не раз на разных уровнях обращали внимание, что 35 парламентариев на циклопический мегаполис – это странно. И вот после снятия Лужкова президент страны Дмитрий Медведев потребовал наконец расшириться.

Депутаты Мосгордумы выказали явное нежелание допускать пополнение в свой ареопаг, они всячески уверяли, что их достаточно. Горячее всех защищал узкую элитарность своего высокого собрания самый молодой, 26-летий депутат Кирилл Щитов. Наконец, собрание согласилось расшириться на 10 человек, с 35 до 45, и то, неизвестно когда.

На взгляд человека со стороны, в Мосгордуме может, конечно, удивить монополия правящей партии (исходя из предположения, что само государство демократическое). Но сам депутатский корпус производит впечатление вполне добротное и фешенебельное.

Есть многоопытные юристы (даже известно, например, что спикер Платонов в молодости отказался от места инструктора райкома КПСС ради прокурорского стола). Есть бывалый военный юрист Валерий Шапошников, в прошлом судья трибунала Московского округа, а на рубеже веков стоявший у истоков создания партии «Единая Россия» на базе «Единства» и «Отечества – Всей России». Есть серьезный силовик, ветеран «Альфы» Сергей Гончаров, замглавы комиссии по безопасности.

Есть два относительно крупных бизнесмена – Игорь Протопопов и Александр Милявский, последний владеет телевизорным заводом «Рубин» и рынком «Горбушкин двор». Есть бывалый профсоюзник Михаил Антонцев во главе комиссии по социальной политике и трудовым отношениям. Комиссию по образованию возглавляет опытный педагог Виктор Кругляков, комиссию по здравоохранению – опытный врач Людмила Стебенкова, комиссию по культуре – талантливый актер Евгений Герасимов, а комиссию по делам общественных объединений – обаятельный молодой адвокат Антон Палеев.

Наконец, весьма любопытны три оппозиционера-коммуниста – маститый режиссер Николай Губенко и двое молодых: въедливый юрист Андрей Клычков и коммунист-бизнесмен-энергетик Вадим Кумин во главе комиссии по науке и промышленной политике.

Интернет вовсе не лопается от компроматов на депутатов Мосгордумы. Те, скудные факты, которые удается отыскать, для нашей страны - все не скандалы. Даже сайт под названием Компромат.ру как-то хладнокровно «прошелся» насчет депутатских состояний, отметив, что задекларированные доходы, в основном, влезают в рамки солидного депутатского жалованья, правда, вот, недвижимость и экипажи – тоже задекларированные – не всегда с этим жалованьем согласуются. Но вряд ли кого-то это сильно волнует.

А суть-то дела, в общем, проста. В Москве власть законодательная еще сильнее и раньше склонилась пред властью исполнительной, чем это произошло на федеральном уровне. И основные претензии к городскому парламенту в том, что лишь оформляет и легитимизирует высшую волю.

Так считают все опрошенные корреспондентом «Росбалта» эксперты.

«Куда они денутся? Так построена система власти, что практически все рычаги в руках исполнительной власти, а дума никакой самостоятельности не имеет, - отметил независимый политолог Дмитрий Орешкин. - Лужков тем себя и утешал, что надеялся на поддержку думы. Но если станет понятно, что исполнительная власть поменяла свои приоритеты, они тут же хором перестроятся под новую власть».

Общая характеристика депутатов, по Орешкину, такова: «В моей терминологии, это «люди бюрнеса». Связь бюрократии с бизнесом. У хорошего бюрократа есть какие-то кормушки легальные, связанные с бизнесом – он дорожит этими связями. Он прекрасно знает, что, если он поведет себя плохо, то будет то же самое, что с банком Москвы».

«А у каждого члена думы есть какой-то свой маленький интерес – более-менее маленький, - продолжал политолог. - Он его оберегает, и для него смерти подобно высовываться и начинать качать права. Там нет ни одного серьезного тяжеловеса уровня Исмаилова или Чигиринского – есть только лужковские люди. Конфликт политический начинается там, где есть политические интересы, которые вступают в реальные противодействия. А здесь я не вижу крупных интересов, которые могли бы подтолкнуть какого-либо члена думы к серьезному противостоянию, поддержанному ресурсами, - ресурсов нет».

Депутат Москвин-Тарханов, по мнению Орешкина – «человек из 90-х годов, так что у него не такая степень цинизма, так как у него нет крупного бизнеса в Москве, и он может исходить из каких-то более общих соображений». «Значит, скорее всего, в новом составе думы его не будет», - следует вывод.

Иная ситуация может сложиться с бизнесменом Александр Милявский. «На Горбушке создали специальный избирательный участок, к которому был приписан всего один жилой дом, - рассказал Орешкин. - Там проживает 200 человек – а на этом участке проголосовали более 3 тыс. человек. Это вся Горбушка, все эти владельцы ларьков – больше 90% явки и больше 90% за «Единую Россию». Я не могу сказать, что это противозаконно, я только могу сказать, что это крайне странно».

«Все складывается хорошо, пока Мосгордума не претендует на самостоятельность, - подчеркнул президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов - Любая попытка самостоятельности упирается в проблему легитимности МГД, которая, конечно, не очевидна. Правда, был момент, когда Мосгордума давала обратную связь по заведомо идиотским решениям вроде перевода улицы Красина в односторонний режим. Но в целом, это не люди, способные к бунту. Как на одного Затулина в Госдуме приходится 10-20-30 системных, так и здесь. Проблемы не создал Москвин-Тарханов. Может быть, ему это припомнят, может быть, нет».

Как отметил известный политолог, заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский, «в целом, понятно, что Мосгордума пытается ориентироваться на политику Собянина: на это в конечном счете работает и партийная дисциплина депутатов». «Другое дело, что нынешний состав Мосгордумы избран в предыдущую политическую эпоху, при Лужкове, и состав депутатов формировался с учетом интересов прежней московской администрации, - отмечает политолог. - Есть изменения политики, которые не все депутаты понимают или одобряют. На уровне дискуссии с городскими министрами – отдельные депутаты способны выступать критически».

«А зачем им срабатываться – у них нет общей работы, - жестко заметил лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин, много лет бывший депутатом Мосгордумы. - Им надо брать под козырек, чтобы остаться на следующий срок депутатами».

«Насколько я знаю, сейчас Мосгордума загружена куда меньше, чем при Лужкове. Ничего не вносит новое правительство, и нечего обсуждать, - подчеркнул Митрохин. - Если бы Собянин был политиком открытого типа, более-менее демократического, настроенного на обратную связь с населением – он бы, конечно, вернул думе полномочия, которые были изъяты в течение правления Лужкова. Утверждение целевых программ, очередности приобретения квартир, установления ставок на услуги ЖКХ, утверждение программ приватизации – всем этим когда-то на заре своего существования занималась Мосгордума и влияла на жизнь города очень существенно. А потом, когда началась вертикаль власти, все это у нее под сурдинку Лужков отобрал».

Вспоминая теперь уже старые времена, Сергей Митрохин рассказал: «Лужков хоть какой-то политес соблюдал. Раз в год он проводил встречи с прессой в присутствии всего правительства, приглашал депутатов. Вряд ли это все сохранится. Лужков вел регулярный прием – не граждан, но депутатов. Я несколько раз к нему записывался и попадал – потом, правда, я попал в опалу и был лишен доступа к телу. Но у депутатов от «ЕР», да и коммунистов, такая возможность была – а это серьезно. Один раз я даже вопрос о компенсациях жителям Бутова решил – не слабо так!»

Касательно будущей судьбы конкретных депутатов, эксперты рекомендуют не гадать на кофейной гуще. «Есть, конечно, вопрос о том, как каждый конкретный депутат, найдет себе место или нет. Но сама структура заточена под власть как таковую, а не под Лужкова или кого-то еще», - подчеркнул Михаил Виноградов. «Если перед новыми выборами будет потребность у Собянина чей-то статус из новой команды приподнять, возможна ротация, - допускает Сергей Митрохин. - Но в принципе, все эти люди вполне себе вписаны». «Другое дело, что может быть, Собянин кого-то вместо их хотел бы поставить? Но у Собянина своей команды нет», - отметил Дмитрий Орешкин.

По мнению Дмитрия Бадовского, «обновление состава Мосгордумы может проходить и точечно: путем участия в федеральных выборах». «Может так получиться, что некоторые нынешние депутаты МГД будут претендовать на Государственную Думу, - напомнил политолог. - Формирование новых фракций в нынешнем составе Мосгордумы практически невозможно. После новых выборов – да, конечно. После выборов в Госдуму их начнут сравнивать с московскими. Но принципиально эта ситуация не может быть изменена иначе как путем новых выборов. Будут ли они досрочными – сейчас сказать сложно».

Леонид Смирнов