Posted 10 мая 2011,, 05:03

Published 10 мая 2011,, 05:03

Modified 1 апреля, 08:15

Updated 1 апреля, 08:15

Петербургу иностранные инвесторы не нужны?

10 мая 2011, 05:03
Экономике России необходимы иностранные инвестиции – об этом неоднократно говорили и президент, и премьер. Однако инвесторы по-прежнему не защищены от чиновничьего произвола – даже в Петербурге, родном городе Дмитрия Медведева и Владимира Путина.

И президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин неоднократно заявляли о необходимости улучшения инвестиционного климата в стране. По данным Центробанка, чистый вывоз частного капитала из России в 2010 году составил $38,3 млрд. Несмотря на все декларации о выходе из кризиса, в 2009-м прямые инвестиции составляли 3,6%, а в 2010-м — уже всего 3% ВВП.

На сегодняшний день главная задача - остановить отток капитала и привлечь новых инвесторов. Без этого экономика России не сможет нормально развиваться. В конце марта на совещании в Магнитогорске, Дмитрий Медведев представил программу модернизации экономики. Одним из главных условий реализации, которой должно стать ослабление участия государства в экономической деятельности. Главные претензии президента к представителям власти – коррупция и создание административных барьеров.

Между тем, даже в Петербурге - родном городе Дмитрия Медведева и Владимира Путина – чиновники словно не слышат заявлений из федерального центра. Здесь случаются истории, которые явно не способствуют улучшению инвестиционного имиджа города и страны. Например, реконструкция Апраксина двора - одного из самых старых архитектурных комплексов Петербурга. Напомним, это квартал, ограниченный Садовой улицей, Апраксиным переулком, набережной Фонтанки и улицей Ломоносова. На территории в 14 га располагается 57 объектов коммерческого назначения общей площадью 152 тыс. кв. м. В лихие девяностые эти объекты достались городу в ужасном состоянии, и вопрос с поиском инвесторов стоял крайне остро.

В 2004 году шведский девелопер Ruric AB через одну из дочерних компаний (ООО "Инком") заключил с КУГИ Санкт-Петербурга инвестиционный договор и реконструировал 15/16 корпуса Апраксина двора. Для этого пришлось расселить и приобрести жилье для 24-х семей, а инвестиции составили около $60 млн. Как пояснил "Росбалту" генеральный директор ООО "Инком" Илья Шарков, к настоящему моменту самый большой корпус (14 тыс. кв. м) полностью реконструирован, торгово-офисные площади обеспечивают работой около тысячи человек.

Но, когда работа была выполнена, КУГИ, вместо того, чтобы передать имущество в собственность инвестору, неожиданно обнаружил, что в здании прописана пожарная часть, которую совершенно некуда переселить. В сентябре 2005 года после выездного совещания с участием губернатора Санкт-Петербурга, Комитету по строительству совместно с КУГИ было поручено до 10 ноября внести изменения в распоряжение о реконструкции корпуса, предусматривающие строительство инвестором нового пожарного депо - с соответствующим изменением сроков. Однако поручение губернатора выполнено не было: сроки договора не изменили, и место для пожарного депо так и не выделили. Между тем, всем известно, что при нынешнем уровне бюрократии для получения разрешения на строительство нужно ходить по инстанциям не меньше года, что и случилось с инвестором. Так что у компании не было никаких шансов выполнить новые требования в срок, установленный инвестиционным договором. "Мы были готовы построить новое пожарное депо за свой счет. Нами были выполнены все предпроектные и подготовительные работы. Затраты на проектирование составили порядка 20 миллионов рублей, - рассказывает Шарков. – Мы два года пытались осуществить перенос пожарной части, но так и не смогли этого сделать из-за бюрократических проволочек".

Вместо продления сроков реализации инвестпроекта в 2007 году правительство Санкт-Петербурга выпустило распоряжение, в соответствии с которым инвестиционный договор должен был быть расторгнут. То, что компания потратила средства и объективно выполнила свои обязательства, никого не волновало. Естественно, инвестор с такими действиями смириться не мог и выполнять распоряжение отказался. Тогда в 2009 году КУГИ Санкт-Петербурга обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении инвестиционного договора и взыскании пени за нарушение сроков инвестиционного договора в размере 130 млн рублей.

Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили правоту ООО "Инком". Однако кассационная инстанция в феврале 2011 года отменила решения предыдущих инстанций в части расторжения договора, но подтвердила незаконность взыскания пеней. КУГИ получил третью попытку подать в суд, и на этот раз оказался победителем: 20 апреля 2011 года Арбитражный суд, несмотря на наличие у девелопера на руках судебного решения, обязывающего КУГИ подписать необходимые документы для ввода объекта в эксплуатацию, вынес судебный акт о расторжении инвестиционного договора.

Можно предположить, что за подобной настойчивостью КУГИ стоит чей-то интерес. В данном случае – компании "Главстрой СПб", входящей в холдинг "Базовый элемент" Олега Дерипаски. Именно ему в 2008 году было передано право на реконструкцию всего Апраксина двора, и в том же году КУГИ в первый раз попытался расторгнуть соглашение с Ruric AB.

"По логике, теперь "Главстрой СПб" должен возместить расходы "вытесненным" инвесторам Апраксина двора. Но "Главстрой" на все наши попытки вступить в процесс переговоров никак не реагирует, - рассказывает Шарков. - В соглашении о реализации стратегического инвестиционного проекта преобразования территории Апраксина двора между городом и "Главстроем" указано, что инвестор, т. е. "Главстрой-СПб", должен решить имущественно-правовые отношения с собственниками и инвесторами Апраксиного Двора. Однако на данный момент складывается ситуация, когда город как сторона, расторгающая отношения с нами, должна будет компенсировать нам наши затраты за счет бюджетных средств. Достаточно выгодная ситуация для "Главстрой-СПб".

Всего у помещений Апраксина двора около 100 собственников и арендаторов – и многие из них также ждут предложений от "Главстроя". Но, похоже, судьба нынешних "обитателей" Апраксиного Двора мало волнует даже городские власти - что уж говорить о "Главстрое".

Возможно, присутствие подобных "крупных игроков" дает местным чиновникам основание рапортовать о прекрасных инвестиционных условиях региона. Но бизнес, особенно зарубежный, настораживают печальные истории из практики других инвесторов. Мало кому захочется рисковать и вкладываться в проекты, право собственности на которые потом придется долго и, возможно, безуспешно отстаивать в судах. "Решение шведской стороны о сворачивании бизнеса в России будет приниматься с учетом результатов судебного процесса, - признает Шарков. - Шведское консульство в курсе наших проблем и выражает озабоченность сложившейся ситуацией. Другие, и не только шведские, компании знают о наших мытарствах и также с настороженностью наблюдают за процессом".

Между тем, буквально на прошлой неделе в ходе официального визита в Стокгольм премьер-министр Владимир Путин пригласил шведский бизнес инвестировать в Россию. В частности, он подчеркнул такой аспект новых инвестиций, как модернизация.

Но пока вкладываться в отечественные проекты боятся даже большинство российских бизнесменов. "Есть ощущение, что наш внутренний инвестор не верит отечественной экономике, предпочитая размещать свой капитал в экономиках большей устойчивости", — отмечает гендиректор "ФинЭкспертизы" Агван Микаелян. А эксперт департамента оценки"2К Аудит — Деловые консультации" Ирина Воробьева полагает, что "чемоданные настроения" крупного бизнеса в России будут сохраняться и в дальнейшем, так как зависимость его развития от неэкономических факторов по-прежнему высока".

Петербургская же практика — попытки за счет откровенных поблажек получить капиталы нескольких крупных бизнесменов вместо того, чтобы обеспечить привлекательные и равные условия для всех потенциальных инвесторов — обречена. Как только другой регион предложит более выгодные условия, деньги олигархов уйдут из Петербурга.

Нельзя ставить благополучие города в зависимость от настроения двух-трех "денежных мешков" или пары федеральных компаний. Стабильность и финансовую независимость город получит только тогда, когда сюда придут инвестиции десятков-сотен равноправных игроков. Но нынешняя городская администрация утруждать себя работой с ними не может или не хочет.

Кстати, встречаясь перед майскими праздниками с делегацией представительства Евросоюза вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский заявил, что у города есть неоспоримые конкурентные преимущества. "Наш город открыт для диалога с мировым бизнес-сообществом. Мы продолжаем работать над усовершенствованием инвестиционного климата, двигаясь в сторону максимальной прозрачности, снижения бюрократических барьеров и уменьшения сроков согласований", — сказал Михаил Осеевский. Представители ЕС в ответ только вежливо покивали головами - ведь не пристало гостям указывать хозяевам на их промахи.

Павел Неволин