Posted 25 мая 2011,, 10:11

Published 25 мая 2011,, 10:11

Modified 1 апреля, 07:45

Updated 1 апреля, 07:45

Крестные отцы «Связьинвеста»

25 мая 2011, 10:11
Скандал вокруг реорганизации «Связьинвеста» продолжается. Компания отказывается от ранее заявленной стратегии, государство теряет контроль над управлением холдингом - акции переходят в частные руки.

Скандал вокруг реорганизации «Связьинвеста» продолжается. Начатая в 2009 году реорганизация контролируемого государством холдинга, согласно разработанной в том же году концепции, предусматривает объединение существующих компаний Группы «Связьинвест» на базе ОАО «Ростелеком». В мае этого года появился доклад правительственной комиссии по транспорту и связи «Об итогах реорганизации ОАО «Связьинвест». Любопытно сравнить некоторые положения концепции этой реорганизации, одобренной правительством в 2009 году, и нынешние реалии.

Если проанализировать заявленные в концепции цели и задачи, указанные в докладе комиссии, станет понятно, что, например, создание четвертого федерального мобильного оператора уже не является целью реорганизации. Более того, в докладе ясно сказано, что «на рынке голосовой мобильной связи позиции безвозвратно были утрачены за предыдущие годы».

И действительно, в концепции утверждалось, что абонентская база мобильных операторов группы «Связьинвест» составляет 12 млн абонентов, что соответствовало тогда 9% от общего числа абонентов на рынке мобильной связи. Другими словами, «Связьинвест» был четвертым игроком на рынке сотовой связи. Сама же концепция, напомним, предусматривала стратегию достижения лидерства в области мобильной связи. Этим обосновывалось, в частности, приобретение сотового оператора «Скайлинк».

Сейчас, спустя два года, «Связьинвест» потерял часть своего мобильного сегмента и оказался лишь пятым в списке крупнейших операторов сотовой связи, пропустив вперед компанию Теле2. То есть «Связьинвест» не только на словах, но и на деле отказывается от ранее заявленной стратегии.

Интересно, почему так получилось и кто за этим стоит? Бывший гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко, нынешний президент «Ростелекома» Александр Провоторов? А может быть, все вместе? Или есть третьи заинтересованные лица?

В концепции было предусмотрено, что у «Связьинвеста» в объединенной компании будет 51% обыкновенных акций, на деле же оказалось всего 43,37%. Как могло получиться, чтобы у государства увели контрольный пакет стратегического оператора связи?

Напомним, работу практически всех российских стационарных телефонов обеспечивают 7 межрегиональных компаний, которые входят в холдинг «Связьинвест», который до недавнего времени контролировался государством. В том числе и крупного оператора межрегиональной связи «Ростелеком». «Связьинвест» обеспечивает связь и на стратегических объектах, в Вооруженных силах и спецподразделениях.

По мнению аналитиков рынка, в процессе реорганизации «Связьинвеста» интересы государства были подменены интересами менеджмента. В итоге стратегия на сохранение государственного контроля благодаря действиям высшего менеджмента привела к противоположным результатам.

С начала 2009 года бывший член совета директоров «Связьинвеста», владелец Marshall Capital Partners Константин Малофеев и бывший гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко начали скупать привилегированные акции семи межрегиональных телекоммуникационных компаний (МРК), которые в процессе реорганизации должны были войти в состав «Ростелекома». Малофеев скупил ценные бумаги скрытно, через «Газпромбанк», Юрченко – открыто, но в меньших количествах.

Затем, вопреки одобренному правительственной комиссией по транспорту и связи плану реорганизации, Евгений Юрченко и Константин Малофеев провели через советы директоров межрегиональных компаний и «Ростелекома» решения об изменении плана реорганизации, которыми предусматривалась конвертация привилегированных акций МРК в обыкновенные акции «Ростелекома». Потом взвинтили дивиденды по привилегированным акциям, тем самым увеличив рыночную стоимость ценных бумаг на 300-400%.

После этого состоялась показательная встреча министра связи Игоря Щеголева и главы «Связьинвеста», после которой Юрченко лишился своей должности. Но процессом продолжил управлять Константин Малофеев, который, к слову сказать, приходится крестным отцом детям министра Щеголева. Далее состоялся обмен привилегированных акций на голосующие акции объединенного «Ростелекома».

В итоге пакет государства в «Связьинвесте» был размыт до 43,37%. Необходимые государству для контроля 7 с лишним процентов перешли из госсобственности в частные руки, а их новоявленные владельцы стали обладателями третьего по величине пакета в объединенном «Ростелекоме». По подсчетам экспертов, стоимость этих акций оценивается в $1 млрд. Хотели как лучше, а получилось как всегда?

Сергей Платонов