Posted 10 июня 2011,, 15:13

Published 10 июня 2011,, 15:13

Modified 1 апреля, 07:21

Updated 1 апреля, 07:21

Убийство по закону джунглей

10 июня 2011, 15:13
Убийство в Москве Юрия Буданова раскололо политиков и экспертов на два лагеря. Одни считают, что это месть за погибшую чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву, другие называют преступление провокацией и ожидают всплеска националистических настроений в стране.

Убийство в Москве разжалованного полковника Юрия Буданова прервало размеренное вхождение страны в предвыборную кампанию. Человеческая трагедия в очередной раз может стать фактором большой политики. Кто и зачем осуществил покушение – это вопрос, на который должно ответить следствие, а одновременно эту тему принялись обсуждать политики и политологи.

Смерти Юрия Буданова могли желать разные люди, считает публицист Орхан Джемаль. Как заявил публицист, убить полковника могли и мстители-чеченцы, и те, кто желает разжигания межнациональной ненависти в России. Как напомнил Джемаль, полковник Буданов имел репутацию одного из самых эффективных и жестоких офицеров в российской армии, действовавшей в Чечне.

Мстить Юрию Буданову могли не только родственники убитой им Эльзы Кунгаевой, но и другие чеченцы, так как имя и дело полковника стало резонансным. С другой стороны, один из убийц, по уже имеющимся данным следствия, имел европейскую внешность, а это может указывать на провокационный характер преступления, полагает публицист.

«Для одних Юрий Буданов стал символом надругательства над чеченцами, а для других – символом несправедливого отношения к российскому офицеру – наказанному за эпизод, на который во время войны обычно не обращают внимания, но обратили в угоду настроениям в чеченском обществе», – отметил Орхан Джемаль.

Вторая версия – о провокации - действительно имеет право быть, так как «смерть героя» всегда становится знаменем для последователей. Один из лидеров «славянских» националистов Дмитрий Демушкин уже заявил, что ожидает всплеска националистических настроений в стране. Таким образом, можно констатировать, что даже если Буданова убили не провокаторы, а чеченцы-мстители, то эффект будет обратным тому, которого они ожидали: никого они не напугают, а лишь вызовут рост античеченских настроений.

Впрочем, чеченские националисты всегда действовали алогично в силу узости своего кругозора. Можно вспомнить хотя бы налет Басаева на Буденновск. До убийств мирных граждан в Буденновске россияне просто не понимали, зачем введена армия в Чечню, и порицали этот ввод войск. Но события на Ставрополье положили начало росту неприязни к чеченцам среди российского населения. Схожая ситуация произошла и в 1999 году, когда взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске усилили «партию наведения порядка» в Кремле и привели ко второй чеченской войне.

Раньше других невыгоды пересудов о причастности чеченцев к устранению Буданова, похоже, понял омбудсмен Нурди Нухажиев. «Информагентства, как только заговорили об убийстве Юрия Буданова, сразу вспомнили только о похищении и убийстве им чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Мне кажется, что люди, расстрелявшие Юрия Буданова, могли рассчитывать, что его убийство будут связывать именно с этим преступлением. Думаю, что стоит рассмотреть и другие версии», – обратил внимание уполномоченный по правам человека в Чечне.

Искать убийц омбудсмен посоветовал в российской армии. «Широкая публика может и не знать, что были серьезные махинации с выплатами так называемых «боевых», за счет которых наживались некоторые горе-генералы. Также были случаи, когда офицеры полка не получали положенное жалование. В силу перечисленных обстоятельств Юрий Буданов мог быть ненужным свидетелем всех этих преступлений», – «на скорую руку» выдвинул оригинальную версию Нурди Нухажиев. В общем, чеченцы, по версии омбудсмена, ни при чем.

Но, видимо, не все в Чечне захотели занимать позицию непричастности к убийству Буданова. «Я думаю, это возмездие», – многозначительно сказал депутат Адам Делимханов.

Вот и думай теперь: то ли депутат и омбудсмен разделили роли в комментировании убийства, то ли Нурди Нухажиева не поставили в известность, как надо правильно комментировать произошедшее.

Еще более «античеченскую» позицию занял петербургский правозащитник Юлий Рыбаков. «Если убийство Буданова – это «чеченский след», то граждан Чечни вполне можно понять в этой ситуации», – сообщил правозащитник. «Это называется народное правосудие», – охарактеризовал содеянное неизвестными Юлий Рыбаков.

В общем, теперь, если кто-то захочет мстить, на этот раз за убийство Буданова, то Рыбаков дал ориентиры. Демушкин должен сказать «спасибо» Рыбакову за такой посыл.

Впрочем, на то, что убийство Юрия Буданова – это никакая не провокация, а самый настоящий террористический акт, указывают и другие эксперты. Это убийство является не простым уголовным преступлением, а актом запугивания, считает Дмитрий Аграновский, адвокат осужденных офицеров МВД Сергея Аракчеева и Евгения Худякова. По словам адвоката, произошедшее демонстрирует, что власть в России попросту не желает защищать своих граждан.

«Совершенно очевидно, кто стоит за этим преступлением. И оно было предсказуемо, если учесть, что у нас в стране прав тот, кто сильнее», – подчеркнул Дмитрий Аграновский.

По мнению юриста, покушение на Юрия Буданова является показательным убийством: заказчики демонстрируют, «кто в доме хозяин». С такой оценкой готов согласиться и политолог Алексей Синельников. Он напомнил, что Юрий Буданов – не единственный, кого стремились покарать представители Грозного вне зависимости от того, что говорит закон. В местах лишения свободы отбывает срок офицер Сергей Аракчеев.

«Он сидит за решеткой вопреки решению присяжных, но благодаря сговору властей. Мытьем и катанием власти добивались осуждения офицера – потому что этого Кадыров хочет», – напомнил Алексей Синельников. По мнению политолога, преступления, подобные убийству Юрия Буданова, будут происходить и в будущем.

И вот с этим мнением, пожалуй, согласятся все. Заказные убийства в Москве уже очень давно стали своего рода визитной карточкой российской столицы.

Следует отметить, что от пуль киллеров в Москве гибнут представители разных противоборствующих сторон. В 2009 году был застрелен адвокат Станислав Маркелов, защищавший интересы родственников Эльзы Кунгаевой. То убийство произошло спустя непродолжительное время после условно-досрочного освобождения Буданова из мест заключения. Маркелов тогда пытался добиться отмены этого освобождения, вернуть разжалованного полковника в тюрьму. Неудивительно, что покушение на адвоката было увязано с «делом Буданова».

«Этим расстрелом сторонники бывшего полковника Буданова отметили выход на свободу своего кумира», – заявлял Нурди Нухажиев. Однако брат Станислава журналист Михаил Маркелов тогда выразил сомнение, что убийство осуществлено «будановцами». И сегодня Михаил Маркелов осудил убийц Буданова.

«Если это убийство связано с местью по делу Кунгаевой, то весьма печально и страшно, что у нас кровная месть распространяется по всей стране. Я не исключаю, что это была и провокация», – сказал журналист.

Слова осуждения убийцам высказал и чеченский писатель Герман Садулаев. «В стране устанавливается «закон джунглей», который хорош для тех, кто обладает силой, властью, вооруженными бандами и безграничным количеством денег для найма и подкупа», – предположил писатель.

В такой ситуации без закона и без права могут бессудно казнить любого. Для обычного человека это всегда плохо, поэтому простые граждане не будут рады такой «мести», подчеркнул Садулаев.

Дмитрий Ремизов