Posted 20 июня 2011,, 15:15

Published 20 июня 2011,, 15:15

Modified 1 апреля, 07:08

Updated 1 апреля, 07:08

«РЖД» играет в безопасность

20 июня 2011, 15:15
На ОЖД бьют тревогу: резко увеличилась аварийность на железнодорожных переездах. При этом монополист уверяет, что беден как мышь из депо: у него даже нет денег на качественную систему видеофиксации, которая смогла бы остановить вал трагедий.

На Октябрьской железной дороге бьют тревогу: резко увеличилась аварийность на железнодорожных переездах. При этом монополист уверяет, что беден как мышь из депо: у "РЖД" нет денег даже на качественную систему видеофиксации, которая смогла бы остановить вал трагедий.

Ситуацию с аварийностью на железнодорожных переездах одного из основных подразделений РЖД — Октябрьской железной дороги (ОЖД) специалисты называют «настоящей войной». Только за 5 месяцев 2011 года на перездах Петербурга и Ленобласти произошло 19 ДТП, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но самое главное — гибнут люди. Только с января по июнь пострадали 11 человек, трое погибли, причем, одна из них — 12-летняя девочка.

Последнее страшное ДТП произошло буквально на днях — 18 июня. В полдень на регулируемом переезде недалеко от станции "Громово" у грузовика-лесовоза отказали тормоза, и он, обойдя стоящие на запрещающий знак светофора машины, опущенные шлагбаумы и плиты устройств заграждения переезда, врезался в хвостовой вагон электрички Санкт-Петербург — Кузнечное, в результате ДТП последний вагон сошел с рельсов. Никто не пострадал просто чудом, но движение электричек в субботний день было сорвано.

«Тенденция катастрофическая, идет самая настоящая война», - заметил и.о. начальника Зеленогорской дистанции пути Сергей Романов. - Основные нарушения: проезд на запрещающий сигнал светофора и остановка на переезде».

Чтобы наглядно продемонстрировать, какую профилактическую работу проводит ОЖД, журналистов пригласили на один из самых сложных, по словам Романова, перездов Петербурга — раньше он назывался Поклонногорским, сейчас просто: 9-й километр.

Этот переезд не только делит город на два района — Выборгский и Приморский, он еще служит единственным путем для грузового и легкового транспорта, направляющегося в Коломяги. Ежедневно здесь проходит больше 7 тысяч автомобилей, а по рельсам за сутки проносятся 48 электропоездов, примерно столько же — грузовых составов, и 8 раз в день пролетает высокоскоростной поезд «Аллегро».

Очевидно, что, завидев машины ГИБДД и людей в форме, автомобилисты вели себя образцово-показательно: останавливались перед шлагбаумом, крутили головами в поисках приближающегося поезда и почти не пытались пролезть вперед других поближе к переезду. Пара иномарок попытались было это сделать, но тут же ретировались, завидев сотрудников ГИБДД, и на всякий случай даже разворачивались и уезжали.

Сотрудники ГИБДД также признают, что количество ДТП на переездах зашкаливает. Водители пытаются проскочить даже через подъемные плиты, сигналят, ругаются, часто пытаются даже самостоятельно отключить механизмы шлагбаума.

«Часто бывает так обидно: водители хамят, обзываются, требуют открыть переезд, - рассказывает дежурная по переезду Людмила Соловьева. - А мы что можем поделать? Согласно инструкции, я обязана зафиксировать каждый факт ДТП или правонарушения водителей на переезде, затем передать документы по инстанции. Что дальше происходит — уже не мое дело, но количество аварий и наглых водителей не уменьшается».

Что происходит дальше, рассказывают сотрудники ГИБДД. По их словам, большинство дел об административных правонарушениях … списываются в архив, потому что нет доказательств вины водителя, хоть он устрой пикник с костром прямо на переезде.

«Теоретически «зафиксированный» дежурным по переезду водитель должен потом сам прийти в ГИБДД и признать, что да, он такой-сякой, действительно, нарушил, и попросить его оштрафовать, - говорит представитель пресс-службы УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Анемподистов. - Но понятно ведь, что никто так не сделает, в результате через 2 месяца дело закрывается. А другие доказательства найти очень трудно. Упростила бы работу видеофиксация? Конечно, упростила бы! Вот вы и узнайте у железнодорожников, когда это будет сделано!»

Тут беседу прервала девушка-пешеход, которая вежливо спросила у гаишника, где же здесь находится железнодорожный переход и как ей перейти трассу.

«Вот, видите что делается? И про это тоже спросите!» - буквально потирал руки милиционер и, подняв жезл, благородно перевел девушку через трассу.

Журналисты начали допытываться, сколько в Петербурге настоящих и сколько бутафорских, игрушечных видеокамер на переездах и зачем же тогда устанавливать грозные предупреждения о ведущейся видеозаписи?

Зачем — понятно: чтобы хоть кого-то напугать и предостеречь. А вот вопрос: сколько настоящих и когда они появятся действительно везде, поверг в смятение.

Представители железной дороги мялись, нервничали, но в итоге им пришлось подтвердить, что лишь один железнодорожный переезд в Санкт-Петербурге снабжен действующими камерами видеонаблюдения, работающими в режиме постоянной видеофиксации. Что это за переезд, говорить не будем, чтобы у водителей оставались хотя бы иллюзии того, что «большой брат» все-таки за ними и их проступками смотрит.

Любопытно, что представители одного из самых мощных монополистов России на вопросы о том, почему бы им не раскошелиться на обеспечение собственной безопасности и безопасности окружающих на вверенных им территориях предлагают заняться финансированием … бюджет.

«Программа разработана, работа уже ведется, видеокамеры будут установлены не только на переездах, но и на участках дороги», - привычно докладывают представители РЖД, не уточняя, однако, когда же именно наступит это светлое видеофиксированное будущее. Последний раз, напомним, эти обещания были даны именно в «Росбалте» на пресс-конференции в ноябре 2010 года.

Заместитель начальник РЖД Сергей Петров обещал тогда, что на участках движения поездов «уже устанавливаются видеокамеры и тепловизоры для контроля железнодорожного полотна». По словам Петрова, обработка сигналов будет происходить в опорных пунктах охраны с последующей передачей в единый ситуационный центр.

«Планируется оснастить всю высокоскоростную магистраль 39 опорными пунктами охраны, 5 ситуационными центрами безопасности и создать в итоге комплексную систему безопасности всей магистрали Санкт-Петербург — Москва и Санкт-Петербург — Бусловская (направление на Хельсинки), где идет высокоскоростной поезд «Аллегро». Там будет построена система ТСО, обеспечивающая постоянный видеоконтроль железнодорожного пути в режиме реального времени», - заявил Петров. Он также сообщил, что на эту программу ОЖД получит из федерального бюджета субсидию в размере 1 млрд рублей, а сама программа рассчитана на 2010-2013 годы.

Между тем железнодорожные переезды испытывают на прочность даже самых терпеливых водителей. Например, на весьма оживленном участке Приозерского направления на перегоне между Нижними Осельками и Лесколово каждую пятницу и воскресенье потоки автомобилей могут простаивать перед закрытым шлагбаумом по часу-полтора: два переезда пропускают поезда. Среди водителей ползут упорные слухи, что ОЖД, чтобы лишний раз не напрягаться со шлагбаумами, делает интервалы движения для поездов больше: чтобы не поднимать-опускать планку каждый раз, а пропускать их «оптом», по 3-4 поезда сразу. А машины тем временем стоят.

В ОЖД эти слухи опровергают. «Просто в это время — пятницу и воскресенье — наиболее напряженное движение как поездов, так и автомобилей, - сообщили в пресс-службе ОЖД. - А что касается больших пробок перед переездами — так это надо обращаться к администрации региона, пусть нормальные путепроводы делают».

Марина Бойцова, фото и видео автора