Posted 6 июля 2011, 14:30

Published 6 июля 2011, 14:30

Modified 1 апреля 2024, 06:45

Updated 1 апреля 2024, 06:45

Хулиганы с «гиперболоидами»

6 июля 2011, 14:30
Ослепление пилотов самолетов лазерами в России приобретает характер эпидемии, хотя большинство экспертов склоняются к тому, что здесь действуют обычные хулиганы. Пока законодатели ломают голову над тем, какое наказание придумать для этих вредителей, ученые задумались, как обезопасить жертв злоумышленников.

Едва ли не вся Россия обсуждает новую криминальную проблему, появившуюся благодаря распространению новых технологий. Это лазеры, которыми хулиганы светят в пассажирские самолеты, идущие на посадку, кратковременно ослепляя пилотов.

По рассказам самих авиационных работников, подобная «забава» получила распространение относительно недавно. «О таких случаях мы слышим в последнее время, примерно с конца прошлого года. До этого таких сообщений не было. Может, и были где-то единичные инциденты, но просто не обращали внимания – мало ли, может, какая случайность… Но теперь выходит, что это целенаправленные попытки ослепить пилота», – констатировал в интервью «Росбалту» вице-президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Юрий Батагов.

Не только иногородние пилоты, но и наземные авиационные специалисты, проживающие в городах, где произошли инциденты, не могут с уверенностью сказать, кто и зачем совершает такие поступки. По мнению Юрия Батагова, живущего в Ростове-на-Дону, эти выходки – дело рук не террористов, а хулиганов.

«Если правоохранительным органам проблематично ответить на вопрос, кто этим занимается, то откуда ж нам это знать. Не думаю, что это кто-то целенаправленно действует с преступными целями. Скорее, это просто хулиганство», – предположил Батагов.

Такое мнение подтверждается и поимкой «лазерного хулигана» в Чечне, который слепил пилотов самолета, идущего на посадку в аэропорту Грозного. Злоумышленником оказался местный подросток, использовавший ручной лазер.

По словам ростовского диспетчера, его коллеги при необходимости готовы своими подсказками помочь ослепленным пилотам вести самолеты на посадку. Но, к счастью, до сих пор все обходилось благополучно.

«Диспетчер сделает абсолютно все от него зависящее и сверх того, чтобы помочь экипажу, в зависимости от того, какая будет проблема и какая помощь будет необходима пилотам. Но если такой возможности не будет, если действительно экипаж будет ослеплен буквально перед касанием земли или в районе высоты принятия решения, то самым безопасным вариантом может стать уход самолета на второй круг. Принимать решение экипаж будет в зависимости от ситуации», – уточнил авиадиспетчер.

По замечанию Батагова, хотя множество сообщений об инцидентах пришло из Ростова-на-Дону, первые случаи имели место в московских аэропортах.

Некоторые наблюдатели в распространении «лазерной эпидемии» поспешили обвинить СМИ: мол, это они сообщали о первых случаях и тем подсказали злоумышленникам новую забаву. Однако журналисты почерпнули информацию из сообщений пресс-релизов правоохранительных органов. То есть информацию «в свет» выдали органы, которым теперь предстоит бороться с «лазерными игроманами». А, например, на одном из сайтов фирмы, продающей лазерные указки, можно прочитать рекламу: «…таким лазером вполне можно подсветить спутник на низкой орбите». То есть инструкций предостаточно.

Правоохранители тем временем ломают головы над тем, как предотвращать новый вид преступления и как с ним бороться. «С учетом роста количества таких сообщений уже можно говорить о возникновении нового вида правонарушений в области авиации, способных привести к тяжким последствиям», – отметила сотрудница ГУ МВД РФ по Ростовской области Галина Любивая.

Ростовская полиция предложила лицензировать владение лазерами, вероятно, как оружия. По поручению генерал-майора полиции Алексея Лапина разработаны и внесены предложения в Госдуму РФ.

Во-первых, предложено дополнить как Административный, так и Уголовный кодексы соответствующими статьями, санкционирующими ответственность в зависимости от тяжести наступивших последствий – от штрафа до 10 лет лишения свободы, если в результате такого рода «хулиганства» наступила смерть человека.

Во-вторых – срочно рассмотреть постановление о запрете свободной продажи приборов лазерного излучения большой мощности и ввести порядок лицензирования таких устройств.

«Количество подобных правонарушений будет расти в геометрической прогрессии. Увы, есть определенная категория людей, которые не задумываются о возможных последствиях своих поступков. А многочисленные материалы в СМИ для них являются стимулом к действию. По медицинской терминологии – это эпидемия, пик которой еще ждет нас впереди. Вопрос этот нужно решать срочно, так как «лазерное хулиганство» угрожает не просто безопасности полетов, это – риск для жизни сотен пассажиров», – сказал, выступая на специальном совещании, Алексей Лапин.

В Ростове-на-Дону демонстрация на улице даже маломощной лазерной указки теперь стала чревата последствиями. Для поимки злоумышленников в столице ЮФО и ее окрестностях проводится оперативно-профилактическая операция «Луч». В ее ходе уже были случаи изъятия лазерных указок у молодых людей, которые оказались в зоне, откуда светили в небо злоумышленники. Изъятые «орудия» были отправлены на экспертизу в Южный научный центр Российской академии наук (ЮНЦ РАН).

Как рассказал завотделом физики и астрономии ЮНЦ РАН Геннадий Толмачев, направленная на экспертизу «игрушка» – это изделие из Азии, которое можно купить на рынке за 500 рублей, мощностью в 25 милливатт. «Такой лазер может временно ослепить человека на несколько секунд на дальности до двух километров», – отметил ученый.

Однако, как подчеркнул Геннадий Толмачев, сегодня в продаже можно встретить малогабаритные полупроводниковые лазеры и большей мощности – до одного ватта. Называть их «указками» неверно. Попасть из такого устройства в кабину летящего самолета не так уж и сложно. Многих несведущих людей смущает – как это злоумышленники умудряются попасть в глаз пилоту, ведь луч лазера на выходе из устройства довольно тонкий. Геннадий Толмачев разъяснил корреспонденту «Росбалта», что на расстоянии этот луч начинает расходиться, увеличивая свой диаметр. При этом плотность лазера уменьшается, но на расстоянии в несколько километров его плотности достаточно, чтобы временно ослепить человека.

Диаметр «утолщенного» луча может достигать одного-двух метров на расстоянии в один километр. Поэтому злоумышленник, дрожащей рукой кратковременно попав лучом в кабину, проводит по ней, словно «сканируя», и светит в глаз пилоту.

Защитить глаза пилота, по мнению Геннадия Толмачева, могут обычные очки – «хамелеоны».

«Я предлагаю летчикам при посадке самолета одевать «хамелеоны». Их можно купить в любой «Оптике» – есть и без диоптрий. Для пилотов можно и специальные, более качественные, изготовить. Когда нет прямого попадания света – они почти прозрачные. По мере того как яркость света нарастает, они временно затемняются и защитят даже от мощного лазера. Тем более что время попадания лазера в кабину и в глаз летчику очень короткое, рука у злоумышленника дрожит: один раз провел – попал по кабине, другой раз провел – не попал», – уточнил ученый.

«Они смогут на расстоянии взрывать химические заводы, пороховые погреба, сжигать эскадрильи аэропланов, уничтожать запасы газов – все, что может взрываться и гореть», – сказал один из героев научно-фантастической книги Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», в которой писатель предрек появление лазеров. Предсказание сбудется?

Дмитрий Ремизов

Подпишитесь