Posted 29 июля 2011,, 12:59

Published 29 июля 2011,, 12:59

Modified 1 апреля, 06:15

Updated 1 апреля, 06:15

Отрезанная Молдова

29 июля 2011, 12:59
Теперь в Кишинев уже просто так не махнешь попить вина: новый Закон о границе ужесточает условия въезда. Власти Молдовы добиваются, чтобы русских и украинцев туда ездило меньше, чем румын. Ответные ограничения лишь помогут унионистам достичь цели - отрезать молдаван от общего прошлого.

Теперь в Кишинев уже просто так не махнешь попить вина: новый Закон о границе ужесточает условия въезда. Депутаты правящего «Альянса за европейскую интеграцию» хотят, чтобы русских и украинцев в Молдову ездило меньше, чем румын. Ответные ограничения Москвы и Киева лишь помогут унионистам добиться своей цели - отрезать молдаван от общего прошлого.

22 июля парламент Молдовы принял в первом чтении поправки к «Закону о госгранице». Если их окончательно примут в нынешнем виде, то иностранцы, въезжающие в Молдову, должны будут представить целый ряд документов, подтверждающих цель их визита. «Для поездок в политических, научных, культурных, спортивных, религиозных или других целях – приглашения, билеты, программы с указанием, по возможности, наименования принимающей организации и длительности визита или другой подобный документ, указывающий цель визита».

Также ужесточены требования по отношению к деловым поездкам иностранцев в Молдову, а также для обучения, поездок в личных или туристических целях. В частности, туристы должны будут предъявить молдавскому пограничнику «туристический ваучер; документ, подтверждающий проживание в гостинице, приглашение от принимающей стороны, в котором будет указан адрес проживания приглашенного; подтверждение бронирования места для организованной поездки или любой иной подобный документ, указывающий планы поездки, которые будут предприняты; обратный или проездной билет».

Таким образом просматривается явная цель: сократить количество «неподконтрольных» иностранцев - прежде всего, из Российской Федерации и других стран СНГ. Этим АЕИ стремится закрепить свою власть и, возможно, не допустить российских политтехнологов и эмиссаров, которые, как полагают в Альянсе, могли бы в условиях политической нестабильности приехать в Молдову с деньгами и иными ресурсами для «оранжевой контрреволюции».

Некоторая основа для подобных опасений у АЕИ имеется. Так, после срыва подписания «Меморандума Козака» в начале 2005 года, когда коммунисты во главе с Владимиром Ворониным находились в «контрах» с Москвой, а в РМ готовились к очередным парламентским выборам, Кремль вёл игру по низвержению Воронина. По железной дороге с востока, как описывали это самые разные источники, в бывший «цветущий сад» бывшего СССР въехали несколько вагонов с крепкими, коротко остриженными «политтехнологами». Но Кишинёв был начеку: «неблагонадёжные» вагоны были отцеплены от состава и остановлены в чистом поле. Там они простояли какое-то время, после чего их отбуксировали за границу Молдовы. Сила не применялась, дабы не портить совсем уж отношения с Россией.

Но это была разовая акция. Разумеется, о масштабном ограничении связей с постсоветским пространством тогда речь не шла. Не то теперь. Что же изменилось?

Прежде всего, то, что теперь речь идёт о произвольной фильтрации въезжающих в Молдову иностранцев. Если сравнительно умеренные члены АЕИ в лице членов Демократической и Либерально-Демократической партий стремятся сгладить острые углы на этот счёт, то прорумынские политики из унионистской Либеральной партии, возглавляемой известным сторонником интеграции с Бухарестом Михаем Гимпу, куда более откровенны. Так, депутат Парламента РМ от ЛПМ Влад Лупан заявил с трибуны законодательного органа: «Статью17 необходимо переписать таким образом, чтобы очень четко было прописано, что пограничник имеет право требовать предъявление дополнительных документов в случае существования повышенного риска… Например, иностранец запрашивает визу для поездки в Молдову и представляет все необходимые документы, а на границе с Молдовой, в случае, если он представляет повышенный риск, будем требовать дополнительные документы».

Несомненно, в данном случае молдавские власти стремятся получить право оперативно реагировать на визиты настроенных проприднестровски и антирумынски деятелей России и Украины. Ведь они могут включиться в борьбу по свержению власти АЕИ. Критериев, согласно которым тот или иной человек из-за границы представляет собой «повышенный риск», нет. Можно предположить, что не въедет в Молдову тот, кто что-то не то написал или сказал. Конечно, такой подрывной элемент может въехать через Украину в ПМР, но уж в Кишинёв он точно не попадёт. А, значит, в борьбу против АЕИ не вольётся, раздавать деньги противникам нынешней власти не будет, помогать в организации оппозиционных акций не сможет, перемещаться незаметно для полиции и госбезопасности «с явки на явку» не сумеет. Что и требовалось.

Однако наивно думать, будто под раздачу попадут только политики и политтехнологи. Речь идёт именно о простых жителях бывшего СССР, прежде всего – из России и Украины. Судите сами. Если в Молдову приедет какой-нибудь «датчанин и разный прочий швед», то он, понятно, запасётся и ваучером, и обратным билетом и номером в гостинице. По крайней мере, многие западные визитёры поступят именно так. Наш во многом ещё советский образ жизни для них, мягко говоря, не вполне родной.

А вчерашний брат по «созвездию республик-сестёр» поступит не так. Приглашение? А зачем, если я просто хочу из Черновцов прошвырнуться в Кишинёв попить «Криковского» шампанского?! Обратный билет? С автостанции с какой-нибудь маршруткой или частником «на авось» двину. Адрес проживания? Да что я, не найду какую-нибудь бабу Маню, у которой есть комната или просто койка? А, может, на месте воспользуюсь услугами агентства недвижимости. Откуда я знаю, где я буду жить? Приеду – разберусь. Да и родственников пошукаю, пусть они даже мне седьмая вода на киселе. Сколько пробуду в Молдове? По ходу определюсь!

Вот именно такой повседневный поток - а значит, и притяжение постсоветского пространства - правые политики Молдовы хотят прекратить. А вместе с этим – и напоминание о том, что когда-то мы проживали вместе. Эти политики хотят, чтобы из ЕС и, прежде всего, из Румынии в Молдову приплывал полноводный поток приезжих, а с востока – слабенький ручеёк. Если эти расчёты увенчаются успехом, изменить менталитет жителей Молдовы будет намного легче.

Это – стратегия. А тактика в том, что прибывший иностранец, указывающий план своей поездки, адрес проживания и т.д. попадает под контроль государственных органов и спецслужб принимающей страны. Даже почётный председатель входящей в правящий Альянс Демократичнеской партии Дмитрий Дьяков назвал законопроект о границе «дурацким».

Определение верное ещё и потому, что в России без всяких «туристических ваучеров» и «планов поездки» работает от 500 тысяч до миллиона жителей Молдовы. Возможно, их больше. Думается, в Кишинёве допускают возможность ухудшения российско-молдавских отношений, но прорумынские унионисты ведут к этому сознательно. Такое ухудшение приведёт к ослаблению связей двух стран, а вакуум мгновенно заполнит тот же Бухарест.

По мнению украинского политолога Николая Михальченко, «Молдавия, таким образом, упрочняет евроинтеграционный вектор. И чем больше санкций будет вводить против нее Россия, тем больше она будет оправдывать антироссийскую политику нынешней молдавской власти». От себя добавим: будет вводить против Кишинёва что-то Москва или нет – другой вопрос. Проблема, повторимся, в ограничении связей, в переориентации среднестатистического жителя Молдовы с востока на запад.

При этом в Кишинёве отдают отчёт в том, что эти шаги отнюдь не приближают урегулирование молдо-приднестровского конфликта. Напротив, возрастает риск окончательного «развода». Интересные вещи высказал во время визита на Кипр первый вице-спикер Парламента Молдовы Владимир Плахотнюк. По сообщениям молдавского телеканала PRIME, он сказал: «Молдова может усвоить несколько важных уроков Кипра: даже разделенное государство может стать членом ЕС; насколько ощутимыми станут преимущества сближения Республики Молдова с ЕС, результаты демократизации и внутренних преобразований, настолько больше мотивов будет у населения приднестровского региона стремиться к воссоединению двух берегов Днестра». Известный политик и бизнесмен сделал вывод: «Случай Кипра может служить дополнительным примером для европейской интеграции нашей страны, даже при том, что не был преодолен приднестровский конфликт».

Пока трудно сказать, как сложится судьба этого закона во втором и в третьем чтении. Скорее всего, с некоторыми изменениями он будет принят. В противном случае, неясно, зачем надо было затевать всю эту игру. В любом случае перед нами – системная политика, направленная на то, чтобы Молдова перестала быть реальной частью постсоветского пространства. Как перестала ей быть уже давно Прибалтика. Как перестала ей быть, чуть позже, Грузия.