Posted 1 августа 2011,, 08:00

Published 1 августа 2011,, 08:00

Modified 1 апреля, 06:13

Updated 1 апреля, 06:13

Демократия в российском интернет-пространстве

1 августа 2011, 08:00
Дмитрий Медведев неоднократно призывал чиновников активнее пользоваться Интернетом. На вопросы читателей «Росбалта» о перспективах электронного диалога власти и общества ответили учредитель информационной системы «Демократор» Аркадий Павлов и генеральный директор интернет-портала Андрей Богданов.

Президент РФ Дмитрий Медведев неоднократно призывал российских чиновников активнее пользоваться Интернетом. Он заявлял, что нужно серьезно работать с сайтами, на которых открыто публикуются и обсуждаются важные проблемы страны, ее жителей. Прислушиваются ли к словам президента те, кому они адресованы? Существует ли электронный диалог власти и общества? На вопросы читателей «Росбалта» ответили учредитель информационной системы «Демократор» (www.democrator.ru) Аркадий Павлов и генеральный директор интернет-портала Андрей Богданов.


Игорь: Почему вы взялись за проблему электронной демократии и решили посвятить ей целый сайт?

А.П.: По нашему глубокому убеждению, дальнейшее развитие России невозможно без создания структурированного универсального инструмента, обеспечивающего открытый диалог гражданского общества и власти, а также обеспечивающего контроль (оценку) действий органов власти в процессе этого диалога. Понимая всю необходимость такого инструмента, мой сын Андрей Павлов, являющийся специалистом в области IT-технологий, и я решили создать сайт в виде информационной системы, предназначенной для публичного обсуждения проблем, формирования и отправки в организации (органы государственной власти и местного самоуправления, общественные и коммерческие структуры и др.) открытых коллективных обращений граждан и публичной оценки полученных от организаций ответов. Так появился проект «Демократор».

При создании сайта был исследован зарубежный опыт, но наши российские программисты сделали свой продукт инновационного характера. Первую версию системы мы презентовали на конкурсе стартапов в Сан-Франциско (США), а также на конференциях в Москве - «Startup Point» и Google Developer Day -2009. Проект вызвал большой интерес. После опытного запуска ресурс был значительно модифицирован и в нынешнем виде стал функционировать с февраля 2010 года .

Админ: Как работает «Демократор?

А.Б: Проблемы и предложения граждан и организаций, обсуждения и дискуссии вокруг них публикуются в «Демократоре» открыто, т. е. сразу же становятся публичными.

Область работы портала – любая административная территория РФ (поселок, район, город, область, край, республика и т.д.). Все обращения отправляются адресатам в электронном виде. Пока, вынужденно, они дублируются в письменной форме. Скан уведомления о принятии обращения и присвоении ему входящего номера соответствующей инстанцией выкладывается на карточке проблемы, что позволяет пользователям удостоверится в том, что письмо дошло до адресата. Таким образом, в соответствии с законом, ни один чиновник не сможет оставить обращение без рассмотрения. Более того, чиновник будет заинтересован в том, чтобы проблема была решена как можно скорее и эффективнее, потому что его работу увидят тысячи россиян.

Данная схема успешно работает, «Демократор» развивается, становится популярным среди пользователей Интернета. На сегодняшний день зарегистрировано более 200 тысяч пользователей и ежедневно их количество растет. За период работы сайта пользователи открыто опубликовали в «Демократоре» более 5000 проблем. Любой гражданин, в любую минуту по своему желанию может опубликовать важную с его точки зрения проблему или предложение к конкретному органу власти или чиновнику, обсудить их с другими пользователями сайта и получить коллективную поддержку в целях их решения. Иногда в дискуссии на одну тему участвуют до 10 тыс. человек!

На сайте также реализовано много других важных и полезных дополнительных функций. Публикации могут сопровождаться фото- и видеоматериалами, копиями документов, работает привязка к карте местности. Проводится мониторинг подконтрольной территории, изучается общественное мнение. На основе обработки статистических данных формируется аналитическая информация различного характера.

Светлана: В чем отличие вашего проекта от других подобных инициатив?

А.П.: Во-первых, «Демократор» (в отличие от других систем, где также предусмотрено публичное обсуждение тех или иных вопросов) позволяет в результате дискуссии пользователей сформировать коллективное обращение (документ), который официально направляется в орган государственной власти и подлежит рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.

Во-вторых, работа на сайте с проблемами и обращениями структурирована:

-по категориям проблем;

- по территориальному признаку (от поселка до субъекта РФ);

- по типам организации.

В-третьих, в системе предусмотрена возможность «обратной связи» - граждане не только могут написать в орган государственной власти и получить ответ, но и оценить полученный ответ, отражающий работу органа власти по решению конкретной проблемы.

Вышеуказанные оценки пользователей и наличие структурированной информации позволяют получать любые аналитические отчеты, которые могут быть интересны руководителям ведомств и регионов, а также контролирующим организациям. В частности, на основе оценок граждан, мы можем строить рейтинги организаций, рейтинги территориальных образований по различным критериям.

Кстати, в 2010 году наш проект был признан лучшим ИТ-проектом для госсектора. Награду вручил нам глава Минкомсвязи Игорь Щеголев.

Pammi: Чем ресурс может быть полезен для чиновников?

А.П.: Чиновники заинтересованы в том, чтобы их авторитет среди населения постоянно повышался. Оперативно решенная ими проблема вызывает уважение к ним людей. А что может быть дороже для представителя власти, чем доверие и благодарность от обратившихся к нему граждан?

Кроме того, мы находимся в постоянном контакте со средствами массовой информации. Это позволяет при необходимости задействовать «четвертую власть», чтобы донести до широких масс общественности все «заслуги» того или иного чиновника, как добросовестно выполнившего свою работу в интересах людей, так и наоборот.

За время существования портала нам удалось также наладить тесное сотрудничество со многими государственными структурами, известными политическими деятелями, правоохранительными органами. Тем самым, с помощью «Демократора» пользователи могут вести прямой диалог с ответственными и заинтересованными в разрешении проблем граждан представителями власти и общественными деятелями.

Хочется отметить, что вся наша работа соответствует задачам по созданию сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти, созданию инструментов общественного управления, которые заложены в пункт 11 Подпрограммы 1 Государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации в октябре 2010 года.

Таким образом, мы работаем как в интересах граждан, так и помогаем власти.

Стас: С какими проблемами вы сталкиваетесь в работе портала «Демократор»?

А.П.: Одной из проблем является то, что не все представители власти проявляют инициативу по самостоятельной работе с публичными обращениями граждан. Обычно чиновники решают вопросы в ограниченном для себя пространстве, т.е. работают с конкретными обращениями, поступившими на их имя. Отсутствие установленного законом регламента работы с открытыми обращениями позволяет чиновникам игнорировать любые публикации в интернете: «Сайтов сотни тысяч, где я буду искать проблемы, касающиеся меня?», «Да, я вижу на сайте проблему, но кто узнает, что я ее вижу и почему именно я должен ее решать?». Отговорок можно придумать много.

На мой взгляд, проблема безынициативности чиновников может быть решена с помощью установленного законом регламента по работе с электронной информацией публичного характера.

Василий: В России уже существует закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", регламентирующий работу органов власти с обращениями граждан и организаций. Разве его недостаточно?

А.Б.: К сожалению, действующий закон № 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" требует доработки. Во-первых, в законе не предусмотрена обязанность органов государственной власти подтверждать факт получения и регистрации обращений граждан в электронном виде. Т.е. теоретически может оказаться так, что гражданин направил обращение по электронной почте, ждет 30 дней, как положено по закону, а его электронное письмо либо не принято, либо в спам попало, и вопрос не только не решается, но и не рассматривается вовсе. Во-вторых, в законе предусмотрена возможность для граждан обращаться в органы государственной власти коллективно, однако не установлены специфические требования к данному виду обращений граждан, не определен порядок направления и приема коллективных обращений граждан в форме электронного документа. В-третьих, закон никак не обязывает чиновников реагировать на открытые обращения граждан – фактически даже публичное обращение гражданина через газету или телевидение в большинство организаций может быть законно проигнорировано, если в канцелярию не поступила копия письма.

Отмечу также, что ФЗ-59 реализует право граждан на обращение, но в российском законодательстве никак не регламентировано право организаций на обращение.

Мы считаем, что закон нуждается в обязательной доработке в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, у нас уже есть предложения по внесению изменений в законодательство, и мы надеемся, что наши предложения будут учтены.

Ксения: Удается ли «достучаться» до власти? Или в большинстве случаев проблемы теряются в сети?

А.Б.: В системе достаточно четко отработан механизм работы с обращениями, поэтому затеряться ничего не может. Как только пользователь опубликовал проблему на сайте, оно появляется на главной странице и другие пользователи могут принять участие в обсуждении. После того как пользователи сформируют обращение в какую-либо организацию, документ официально направляется в эту организацию. Автор проблемы и пользователи держат ситуацию по ходу работы чиновников на своем контроле. Все прозрачно. Спрятать проблему невозможно.

Андрей: Какого рода проблемы могут излагать пользователи на вашем сайте? Может быть, у вас есть конкретные примеры благополучного решения проблем?

А.П.: Тематика публикуемых в «Демократоре» проблем и предложений разнообразна - от неправильно установленных дорожных знаков, и ямах на дорогах, до проблем более серьезного характера, касающихся правопорядка, коррупции, защиты прав и свобод граждан. Также пользователями активно вносятся предложения, а иногда и целые законопроекты, по совершенствованию действующего законодательства в различных областях права. Особенно это касается социальной сферы.

Полагаем, что в ближайшее время количество публикуемых проблем объективно возрастет, так как мы планируем запустить мобильную версию сайта для смартфонов.

А.Б.: Решенных проблем достаточно много! Информацию об этом можно посмотреть на сайте в рубрике «Решенные проблемы». Приведу один пример: с помощью «Демократора» гражданам удалось добиться не просто решения вопроса, а изменения областного закона в Пензенской области. Речь идет о предоставлении жилищных субсидий по программе «Молодая семья». Одна супружеская пара взяла кредит, купила жилье и очень рассчитывала получить субсидию, чтобы хоть как-то покрыть свои уже понесенные расходы. Семью попросили придти в администрацию города через 3 месяца. По истечении этого срока им заявили, что сейчас нет времени разбираться в их проблеме («пожары и другие более важные дела») и порекомендовали снова прийти через 3 месяца. В общей совокупности через полгода был дан чиновниками ответ: «У нас поменялись законы, и по ним вам уже ничего не положено». Из-за халатности сотрудников администрации (не выдали деньги в установленный законом срок), семья потеряла около 300 тыс. рублей. После публикации данной проблемы на портале были отправлены соответствующие обращения в администрацию и прокуратуру области. Обращение в администрацию ничего не дало, зато очень четко сработала прокуратура. В итоге указанная молодая семья и еще сотни таких же молодых семей субсидии получили.

Хотелось бы сказать, что к нам обращаются не только с проблемами, но и с предложениями. Так, например, один пользователь из района Тушино г. Москвы захотел, чтобы в его районе оптимально работал транспорт. По собственной инициативе провел опрос среди пользователей «Демократора» на тему: «По каким маршрутам должны двигаться автобусы, чтобы всем было удобно». В результате были разработаны оптимальные маршруты, которые повторяют линии метро, соединяют соседние ветки, помогают избежать пробок. В конечном итоге, через наш портал предложение было направлено мэру Москвы на рассмотрение. Надеемся, что данное предложение пользователя сайта будет реализовано.

SEO: Как вы привлекаете на свой ресурс посетителей?

А.Б.: О нас узнают через интернет-пользователей, от друзей и знакомых. Приходят также люди с различных форумов. Появились уже и зарубежные пользователи (Израиль, США, Украина, Беларусь, Казахстан, Молдова). Некоторые проявляют инициативу запустить подобные проекты в своих странах. Мы находим в этом положительную тенденцию и потенциал развития.

Сергей Борисович: На ваш взгляд, какую пользу государству может принести ваш проект?

А.П.: Я абсолютно уверен, что наш проект, при всей простоте его идеи, является инновационным механизмом, обеспечивающим решения задач демократизации общества и государства. Он содействует укреплению институтов гражданского общества и направлен на формирование лояльного, партнерского отношения граждан к органам власти и местного самоуправления, так как конечным продуктом открытого и публичного обсуждения проблемы является документ-обращение, а не призыв к каким-либо протестным действиям.

Концепция деятельности интернет-портала «Демократор» заключается в объединении людей вокруг общих социально-значимых проблем, формировании открытых коллективных обращений граждан для направления в органы государственной власти и развитии конструктивного диалога двух сторон. Это наша главная цель и задача. Мы хотим быть полезны России в ее движении по пути демократического развития.