Posted 2 августа 2011,, 12:01

Published 2 августа 2011,, 12:01

Modified 1 апреля, 06:11

Updated 1 апреля, 06:11

Машину смерти штрафом не остановить

2 августа 2011, 12:01
Всего три недели прошло после кораблекрушения теплохода «Булгария» в водах Куйбышевского водохранилища, как случилась катастрофа на Москве-реке. Масштабы – на порядок меньше. Однако и река – не в пример уже. И такое в тихой и скромной столичной акватории – впервые.

Всего три недели прошло после кораблекрушения пассажирского теплохода «Булгария» в водах Куйбышевского водохранилища, как случилась катастрофа на Москве-реке. Масштабы – на порядок меньше: и по числу жертв, и по величине судна. Однако и река – не в пример поуже. И такое в тихой и скромной столичной акватории – впервые.

По части происшествий на воде нынешнее лето ставит рекорды. В прошлом году Москва была возмущена гибелью молодой женщины, которой отрезало ноги винтом катера в областной Бухте радости. У этой истории было много жутких подробностей, и та смерть, пожалуй, единственная возымела такой резонанс. А теперь люди тонут во множестве.

После гибели «Булгарии» корреспондент «Росбалта» поинтересовался в «Столичной судоходной компании» состоянием судов в москворецкой акватории. Заместитель генерального директора компании по рекламе и связям с общественностью Юлия Ефремова рассказала, что кораблекрушений, да еще с гибелью людей, на Москве-реке вообще не было с 1933 года, когда открылось движение «речных трамваев». «Специфика на Москве-реке совсем другая: все сидят на открытой верхней палубе, рядом спасательные средства на каждого пассажира, — заодно отметила Ефремова. — Это тоже очень четко проверяется».

При этом собеседница высказала беспокойство деятельностью множества мелких частных владельцев и фирм, которые «купили по полтора теплохода». Действительно, затонувший катер «Ласточка» не принадлежит ни «Столичной судоходной компании», ведающей «речными трамваями», ни другому крупному москворецкому перевозчику – «Мосречфлоту», сдающему в аренду теплоходы для заказных рейсов. Как не принадлежал крупным владельцам и прогулочный теплоход «Сильвер», который 24 июня, имея на борту праздновавших окончание школы выпускников, столкнулся с грузовой баржей. Но тогда обошлось без жертв и пострадавших, а на фоне «Булгарии» этот случай и вовсе забылся.

И вот – в ночь на последнее воскресенье июля – опять ночное столкновение с баржей, только теперь уже «не пронесло». Катер с 15 пассажирами, отмечавшими на воде день рождения гражданина Турции Вайза Небзата, врезался в районе Лужнецкой набережной в самоходную баржу «Ока-5». Погибли восемь человек. Возможно, это число возрастет до 9-ти, поскольку позже неподалеку от места катастрофы было найдено еще одно тело, которое пока не удалось опознать. Почти все погибшие были молоды. Пятеро из них – работники СМИ из Волгограда, включая главного редактора газеты и телеведущую. Имениннику удалось спастись, пережил аварию и еще один турецкий гражданин –26-летний фотограф Кемал Тарба.

Среди причин аварии к утру вторника на первый план вышла следующая: отказ двигателя катера в момент, когда он обгонял баржу справа. «Приоритетная версия такова: когда капитан маломерного судна совершал этот опасный маневр, у него заглох, отказал двигатель, - сообщила корреспонденту «Росбалта» старший помощник руководителя Московского межрегионального следственного управления на транспорте Татьяна Морозова. - И баржа в него врезалась и затянула под себя. Мало того, что он нарушил все возможные правила, еще и техника отказала».

Что же это за судно и кто был его капитаном? Затонувшая «Ласточка» - строго говоря, вообще не теплоход. Это именно «мелочь пузатая», так сказать, «ботик»: длина – 13,7, ширина – 3,7 метра. Судя по фотографиям поднятого на поверхность катера, цвет корпуса – черный, тогда как «патентованные» пассажирские речные суда красят белой краской. Название «Ласточка» - чисто условное: на борту было написано Р1881ЧО. Вся надстройка снесена ударом баржи.

По данным МЧС, «судно было изначально построено как адмиралтейский разъездной катер», а в начале 2000-х годов продано частному лицу. Этим «лицом» катер был переоборудован: сняли двигатель Volvo и заменили его на подвесной мотор Suzuki мощностью 115 л.с., при этом освободившиеся кубометры отдали под каюты и комнату отдыха. Катер был зарегистрирован в Чукотском автономном округе, а техническое освидетельствование проходил в мае нынешнего года в столичном отделении Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) – законом это допускается. Куда подозрительнее дата выдачи свидетельства – 9 мая. День Победы, выходной – наводит на мысль, что это липа, к тому же неискусная.

Погиб вместе с кораблем его капитан Геннадий Зингер. Он же и владелец. 50-летний Зингер был не моряк и не речник, а просто более-менее состоятельный человек, «предприниматель, архитектор и адвокат». «Комсомольская правда» выяснила у друзей погибшего следующее: «Геннадий был человек многогранный. У него было двойное гражданство – израильское и российское. Вообще по образованию он архитектор, но в Черногории занимался адвокатским бизнесом. А в России вернулся к архитектуре. Реставрировал какую-то старинную усадьбу. У Геннадия очень широкий круг знакомств. В основном, мы общались с богемными кругами – режиссеры, художники. В частности, Геннадий тесно общался с Андреем Макаревичем. На этом катерке очень часто катали Ивана Охлобыстина».

«Чтобы вы понимали, - продолжал друг Зингера, - прогулками на катере Геннадий не зарабатывал себе на жизнь. Это было скорее его и наше совместное хобби. Геннадий ходил на яхтах еще в Черногории, сильно увлекался. А потом, когда мы перебрались в Москву, решили сами себе соорудить свой катерок. Купили корабль и своими руками его перестроили, по своему инженерному, техническому проекту и, так скажем, эстетическому. Но что важно: получили все необходимые лицензии и документы».

В таких случаях вспоминается фраза Достоевского: «Широк русский человек, я бы сузил». Следствию предстоит выяснить и то, хорошим ли судоводителем был Геннадий Зингер, и то, имел ли он право возить большие группы людей, - и вообще, настолько ли «роскошны» факты его биографии. По крайней мере, пока есть версия, что Зингер был «речным бомбилой» - то есть именно «зарабатывал себе на жизнь прогулками». Аренда катера такого калибра стоит в столице 14-15 тыс. рублей в час.

По свидетельству выживших, капитан Зингер был трезв, управлял судном уверенно и никого к штурвалу не подпускал. Впрочем, если он так лихо рулил в совершенно трезвом виде, от этого не легче. Ранее Зингера уже несколько раз штрафовали за превышение числа пассажиров и другие нарушения, не влекущие лишения прав.

Крупные речные перевозчики, в частности, генеральный директор «Столичной судоходной компании» Дмитрий Балыков, сетуют на огромное количество таких вот мелких суденышек, расплодившихся в постсоветские годы. В столице зарегистрировано около 40 тысяч различных маломерных судов, - кстати, по закону их запрещено использовать в коммерческих целях, но, естественно, это сплошь и рядом нарушается. Не всем же дано быть «владельцами заводов, газет, пароходов». Множество небогатых, но «многогранных» и амбициозных граждан стремятся хоть немного почувствовать себя хозяевами жизни и продемонстрировать знакомым блеск, а то и просто подзаработать, совмещая приятное с полезным и используя для этого любые «скорлупки», на которые денег хватит.

Сейчас вопрос в том, насколько их всех «прижмут». Начались грозные проверки: «шерстить» будут и столичный ГИМС, чтобы знал, кому свидетельства выдавать, и другие учреждения. Впрочем, не все являются сторонниками максимально жестких мер.

По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, причины катастрофы на Москве-реке, судя по всему, лежат в невысокой транспортной культуре современной России, а это запретительными мерами не лечится.

«Мы живем в свободном обществе, где человек может быть владельцем, в том числе, и водного транспортного средства, - заявил Блинкин корреспонденту «Росбалта». - У этого человека были все разрешения на этот вид деятельности, и катер его, скорее всего, исправный. Вообще - это следствие покажет, но, по крайней мере, катер сделан не в 1950 году. Там не было ни шторма, ни землетрясения, ни селя, он шел по спокойной воде».

Таким образом, подчеркнул Блинкин, в отличие от катастрофы «Булагрии», – где «очевиден пробел в контрольно-надзорной деятельности», - в данном случае все упирается в «транспортную культуру». «Значит, должной тщательности не было проявлено, - отметил Блинкин. - Исправить это через коленку, повысив штрафы, – никому еще не удалось».

Сравнивая водный транспорт с автомобильным, Михаил Блинкин также предположил, что частный владелец катера, по идее, должен иметь лишь «любительские права». Тогда как, посадив на борт большую компанию, Зингер фактически присвоил себе «высшие права - водителя автобуса». Впрочем, по мнению эксперта, резкие ужесточительные меры, которые могут быть приняты, ущемят права множества вполне добросовестных перевозчиков.

Блинкин также напомнил, что на Великих озерах США, прежде чем сеть на любое плавсредство, от водного велосипеда до яхты, пассажир проходит тщательнейший инструктаж, особенно по части спасательных жилетов: где они лежат, как надеваются. «Представляю себе наших пассажиров катера, которые пришли весело оттянуться коньячком, а им про спасжилеты рассказывают», - заметил собеседник агентства.

Список погибших на катере: Лютова Марина Викторовна (1984 года рождения), Зориян Филипп Геннадьевич (1982), Волынкина Галина Евгеньевна (1984), Стрельцова Елена Геннадьевна (1979), Иммамутдинов Олег (1971), Калинин Сергей (дата рождения неизвестна), Дерешов Павел (1985), Зингер Геннадий Викторович (1961). Тело 26-летней Киры Малосай сразу найти не удалось, – как рассказала Татьяна Морозова, сейчас выясняется, ей ли принадлежат женские останки – туловище, рука и нога, - выловленные в Москве-реке в понедельник. Тело могло быть изрублено винтом судна – впрочем, необходима генетическая экспертиза. Может быть, это отдельная трагедия и другое преступление.

Леонид Смирнов