Posted 24 августа 2011,, 09:41

Published 24 августа 2011,, 09:41

Modified 1 апреля, 05:43

Updated 1 апреля, 05:43

«Дело Политковской»: следствие вышло на «заказчика»?

24 августа 2011, 09:41
По подозрению в организации убийства Анны Политковской задержан бывший главный свидетель по делу - экс-подполковник милиции Дмитрий Павлюченков. Кроме того, СК РФ заявил, что следствие располагает данными о предполагаемом "заказчике" преступления.

По подозрению в организации убийства Анны Политковской задержан бывший главный свидетель следствия - экс-подполковник милиции Дмитрий Павлюченков. Кроме того, СК РФ заявил, что располагает данными о предполагаемом заказчике преступления.

О задержании экс-подполковника милиции Дмитрия Павлюченкова стало известно 23 августа 2011 года. Как сообщили "Росбалту" в СК РФ, следствием установлено, что Павлюченков получил заказ на организацию убийства Политковской и создал преступную группу, в которую вошли трое братьев Махмудовых и другие лица. Затем Павлюченков, будучи в тот момент начальником отделения 4 отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы, занимающегося наружным наблюдением, поручил своим подчиненным наблюдение за журналисткой с целью выяснить маршруты и время ее ежедневных передвижений по городу. В последующем Павлюченков приобрел оружие, разработал план и определил роль каждого из соучастников при подготовке и совершении убийства. Полученная Павлюченковым информация и орудие убийства были переданы непосредственному исполнителю Рустаму Махмудову и его пособникам, которые за несколько суток до преступления обеспечивали слежку за передвижениями Анны Политковской.

Как также отметили в СК, следствие располагает данными о предполагаемом заказчике преступления, однако не готово пока разглашать эту информацию.

Между тем, ряд юристов отмечает, что задержание Павлюченкова заставляет задуматься о правдивости его показаний, данных против других фигурантов данного дела.

«Это первое задержание по "делу Политковской", которое я искренне приветствую», заявил «Росбалту» адвокат Хаджикурбанова Алексей Михайльчик. «Знакомясь с материалами дела, я изначально предполагал, что Павлюченков причастен к этому преступлению. Слишком подробно он рассказывал об обстоятельствах убийства. Более того, Павлюченков стал свидетелем по “Делу Политковской", когда был заподозрен в соучастии в покушении на украинского бизнесмена Корбана. Благодаря показаниям по "делу Политковской" в "деле Корбана" Павлюченков также стал свидетелем. Мой доверитель сейчас осужден за вымогательство тоже по показаниям Павлюченкова. Считаю, что и в "деле Политковской, и в случае с вымогательством имел место оговор со стороны Павлюченкова с целью самому уйти от ответственности и свести счеты с людьми, с которыми у него были конфликты", - сказал адвокат.

Отметим, в "деле Политковской" Хаджикурбанов появился после заявления экс-милиционера Дмитрия Павлюченкова. Бывший милиционер в то время, когда Хаджикурбанов отбывал наказание в тюрьме за должностные преступления, получил от экс-главы Ачхой-Мартановского района Шамиля Бураева крупную сумму денег, предназначенную для скорейшего освобождения Хаджикурбанова.

На слушаниях вспыли факты того, что долгое время в Москве существовал весьма дружный коллектив, состоявший из уважаемых жителей Чечни, представителей спецслужб, а также бывших и действующих милиционеров.

В него, в частности, входили сотрудник УБОП столицы Сергей Хаджикурбанов, «авторитет» Лом-Али Гайтукаев, экс-глава Ачхой-Мартановского района Шамиль Бураев, сотрудник УФСБ Москвы Павел Рягузов, сотрудник Оперативно-поискового управления ГУВД столицы Дмитрий Павлюченков и т.д.

«Авторитеты» помогали спецслужбам проводить в Чечне различные спецоперации, в том числе, как заявил на суде Гайтукаев, по ликвидации Шамиля Басаева. Однако вся эта группа занималась и решением других проблем. Так, тот же Гайтукаев рассказал во время процесса, что Павлюченков как-то познакомил его с бизнесменом, попросившим устранить предпринимателя Геннадия Корбана. Сам Гайтукаев утверждает, что к покушению на Корбана отношения не имеет, однако именно за это преступление он отбывает крупный срок.

Долгое время «связующим звеном» между бизнесменами, «авторитетами», милиционерами и т.д. был именно Сергей Хаджикурбанов, однако потом он угодил в тюрьму за должностное преступление. Согласно показаниям свидетелей, освободившееся место решил занять Дмитрий Павлюченков, считавшийся близким другом Хаджикурбанова, однако вышло это у него неудачно. В Таганском суде свидетели дали показания, что Павлюченков «под решение проблем» получил крупные суммы от различных людей, но сделать ничего не смог.

Экс-глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев (задерживался по «делу Политковской», но был отпущен) рассказал, будто Павлюченков получил $100 тыс. от бывшего вице-премьера Чечни Яна Сергунина (убит в Москве в 2004 году) для решения ряда проблем с правоохранительными органами, однако обещаний не выполнил.

Также, по утверждению Бураева, он лично передал Павлюченкову в 2006 году $25 тыс. для досрочного освобождения Хаджикурбанова. Павлюченков так ничего и не сделал, а вернуть эти деньги должен был сам Хаджикурбанов. Сотрудник ФСБ РФ Павел Рягузов (задерживался по «делу Политковской), сообщил, что Павлюченков неоднократно получал деньги от офицеров различных ведомств, обещая им присвоение внеочередных званий.

Предприниматель Дмитрий Сложеникин рассказал на процессе, что передал Павлюченкову $30 тысяч за продвижение по службе своего приятеля Павла Рягузова. По данным свидетеля, менеджер «Газпрома» Игорь Петропавлов заплатил $100 тыс Палвюченкову — в надежде на помощь в повышении в должности. «Ничего из обещанного Павлюченков так и не сделал», — сообщил Сложеникин.

Когда в 2006 году Хаджикурбанов вышел на свободу, то ему начали высказывать претензии люди, передававшие деньги Павлюченкову. Они считали, что коль Хаджикурбанов познакомил их с Павлюченковым, то тоже должен отвечать за поступки своего приятеля. В результате Хаджикурбанов стал настаивать на выплате суммы в $350 тыс., полученной Павлюченковым от разных людей. Судья Иванова заявила на процессе, что требовать деньги от имени всех кредиторов Хаджикурбанова никто не уполномочивал. «А что, он должен был юридически оформить с ними отношения?», — возразил на это «Росбалту» адвокат Алексей Михальчик.

Вначале Павлюченков пытался «по-дружески» договориться с Хаджикурбановым, потом подключил к решению проблемы «тяжелую артиллерию». Хаджикурбанов заявил на процессе, что «не трогать» Пвлюченкова его в разное время просили «вор в законе» Дед Хасан и экс-депутат Госдумы Руслан Ямадаев. Когда и это не помогло, Павлюченков перестал напрямую общаться с Хаджикурбановым, отрядив для этих целей своего приятеля Червони Оглы.

По версии следствия, почувствовав, что в некогда дружном коллективе влияние Павлюченкова значительно упало, Червони Оглы тоже решил заработать на данной ситуации и стал уговаривать Хаджикурбанова посильнее «давить на подонка в кожаных штанах», — так Оглы назвал в одном из телефонных разговоров Павлюченкова.

По версии СКП РФ, в этот же период времени кому-то из данной группы поступил «заказ» на устранение Анны Политковской. Вначале предполагалось, что заказ взял Гайтукаев, но тот не успел его выполнить, так как был арестован за покушение на Корбана. Потом следователи выдвинули версию, что организацией нападения на журналиста занимался Сергей Хаджикурбанов.

Седьмого октября 2006 года Анна Политковская была убита у подъезда своего дома на Лесной улице. Вскоре после этого Павлюченков, поняв, что поддержки ему уже ждать неоткуда, а в некогда «родном» коллективе он стал врагом, пришел с повинной в СКП РФ. Он рассказал, что Хаджикурбанов просил его организовать слежку за журналистом «Новой газеты» и якобы именно он и может стоять за преступлением. Павлюченков также сообщил, что поручить это преступление Хаджикурбанов мог человеку по имени Наиль. После этого Павлюченков был взят под программу защиты свидетелей.

После показаний Павлюченкова следователи задержали Хаджикурбанова, сотрудника ФСБ РФ Павла Рягузова, а также Ибрагима и Джабраила Махмудовых. Брат последних, Рустам (именно он скрывался под именем Наиль), был объявлен в международный розыск как исполнитель убийства Политковской.

В феврале 2009 года присяжные Мосгорсуда признали всех подсудимых полностью невиновными в убийстве Политковской, и они были выпущены на свободу. Однако Хаджикурбанова почти сразу после этого был арестован за вымогательство денег у Павлюченкова (в октябре 2010 года СКП РФ предъявил Сергею Хаджикурбанову обвинение в организации убийства обозревателя «Новой газеты»).

А 31 мая 20011 года главный подозреваемый Рустам Махмудов был задержан сотрудниками Управления уголовного розыска московского ГУВД, а также оперативниками центральных аппаратов МВД и ФСБ в доме своих родителей в Ачхой-Мартанском районе Чечни.

Однако предварительные данные экспертизы следов пота, обнаруженных на пистолете, из которого была убита обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская, как ранее сообщал «Росбалт», показывают, что они не принадлежат Рустаму Махмудову. Также эксперты не смогли сделать точное утверждение, что оружие было изготовлено в подпольном цехе, найденном спецслужбами в Москве. С помощью этих улик следователи планировали доказать не только причастность Махмудова к расстрелу Политковской, но и его связь с другим обвиняемым по данному делу – Сергеем Хаджикурбановым. Впрочем, в «запасе» у СК РФ есть еще дело 15-летней давности об участии Махмудова в похищении бизнесмена Оганеса Овеляна.

По данным правоохранительных органов, 16 октября 1996 года житель Еревана Оганес Овелян вышел из съемной квартиры на улице Подъемная в Москве. В этот момент к нему подошли злоумышленники, приставили нож, отобрали 5 млн рублей и увезли в неизвестном направлении. Родственник Овеляна являлся одним из «авторитетов» армянской группировки, он по своим каналам выяснил, что за нападением стоят выходцы из Чечни. Мужчина стал искать выходы на похитителей и обратился за помощью к Рустаму Махмудову. Вскоре злоумышленники потребовали с родственников Оганеса Овеляна выкуп в размере $150 тыс. Впрочем, денег платить не пришлось: 30 октября сотрудники столичного РУОП освободили пленника в одной из квартир на Таллиннской улице. Также были задержаны четверо предполагаемых похитителей: Амхад Байбулатов, Лечи Батышев, Адлан Хасанов, Мурат Садулаев. Двое последних проживали в Ачхой-Мартановском районе Чечни, откуда родом и Рустам Махмудов. В 1997 году ему тоже решили предъявить обвинения в похищении Овеляна, но молодой человек скрылся и был объявлен в розыск. С тех пор он проживал в столице по паспортам на другие фамилии. Двое участников похищения в 1999 году были осуждены на длительные сроки.

В СК РФ полагают, что после похищения Овеляна Махмудов мог заниматься криминальной деятельностью в Москве. В частности, его подозревают в расстреле в 2004 году «авторитета» Михаила Пищика по кличке Моня, а также в ряде других преступлений. После того, как в октябре 2006 года в столице была убита Анна Политковская, он уехал из города. В СК РФ полагают, что Рустам по поддельному паспорту перебрался в Бельгию, где и находился вплоть до недавнего времени. Потом местные власти начали активные поиски беглеца, тогда он сбежал в Чечню. Однако родственники Махмудова уверяют, будто с 2006 года он не покидал территорию РФ.

Между тем, в «Новой газете» с осторожностью относятся к высказыванию представителей СК РФ, сделанным после задержания Павлюченкова. По их мнению, это лишь дает возможность постепенно и осторожно приступить к поиску заказчиков убийства Политковской. Как подчеркнул в беседе с корреспондентом «Росбалта» заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов, « когда на скамье подсудимых будут уже не только рядовые исполнители, чьи роли еще мы будем уточнять, но и предполагаемые организаторы, и предполагаемый киллер, который был задержан, то это уже будет некая серьезная обвинительная позиция, исходя из которой, можно подступаться и к вопросу о заказчике».

Пока же редакции «Новой газеты» не хотелось бы забегать вперед и делать предположения о личности и даже о социальной среде заказчиков убийства. «Насколько я понимаю, существует несколько версий на этот счет, - отметил собеседник агентства. - Это не один и не два человека. Пока говорить об этом было бы странно, поскольку заказчик – это та фигура, чья роль должна быть доказана стопроцентно и не основана на каких-то куцых предположениях. Для этого, конечно, предстоит еще работать и работать, потому что заказные убийства – это очень сложная конфигурация, где между организатором и заказчиком, как правило, существует несколько посредников».

«Мне пока не хотелось бы об этом говорить по нескольким причинам, - подчеркнул Сергей Соколов. - Во-первых, чтобы не мешать следствию. Во-вторых, потому что существует презумпция невиновности, и обвинять кого-то, хотя бы намеком, мне бы не хотелось. И, наконец, в сложный политический период, в который мы сейчас вступаем, этот вопрос может стать разменной монетой, чего бы мне уж совсем не хотелось».

Александр Шварев