Posted 6 сентября 2011,, 14:37

Published 6 сентября 2011,, 14:37

Modified 1 апреля, 05:27

Updated 1 апреля, 05:27

Челябинск: РЖД переводит стрелки

6 сентября 2011, 14:37
Эксперты и следователи пытаются установить виновных в утечке брома в Челябинской области. СК РФ считает, что банки с опасным веществом разбились из-за невнимательности железнодорожников. Однако ОАО «РЖД» во всем винит грузоотправителя.

ЧП во время перевозки опасных химических веществ всегда привлекают к себе повышенное внимание - ведь последствия могут оказаться катастрофическими. И каждый раз возникают два вопроса: насколько безопасны технологии транспортировки, а главное – насколько ответственно подходят к своему делу люди, отвечающие за процесс.

Сейчас эксперты и следователи пытаются установить причины и виновных в утечке брома из железнодорожных вагонов в городской черте Челябинска. Инцидент произошел 1 сентября в Ленинском районе южноуральской столицы. Челябинск и соседний Копейск накрыло бурым облаком, пришлось отменять торжественные линейки в школьных дворах, сотрудники ряда близлежащих к месту происшествия предприятий были эвакуированы. На устранение разлива химвещества понадобилось несколько дней. Утром 5 сентября пресс-служба правительства Челябинской области сообщила, что емкости с бромом перегружены на специальные платформы и вагоны, после чего опасный груз покинул пределы региона. Между тем, сейчас сотни горожан жалуются на ухудшение самочувствия.

По официальной версии, на станции Челябинск–Главный в вагонах разбился десяток пятилитровых емкостей с бромом, который везли из Украины на Алтай. Из емкостей вытекло примерно 24 литра жидкости, которая превращалась в пар. Горожане ощущали резкий запах, жаловались на плохое самочувствие, головную боль, слезотечение. Более 200 человек обратились за медицинской помощью, около 50 - госпитализированы. Размер бурого облака, накрывшего район ЧП, вызвал слухи и домыслы о том, что власти и специалисты скрывают истинный масштаб происшествия. Кстати, всего в вагонах товарняка находилось свыше 2 тысяч емкостей с бромом - если бы разбившихся бутылей оказалось больше, то последствия оказались бы еще более серьезными.

Основных версий произошедшего две. Согласно одной из них, в происшествии виновен грузоотправитель, неправильно упаковавший опасный товар. Согласно второй, нарушения технологии транспортировки допустили железнодорожники.

Версию о виновности грузоотправителя распространили РЖД. «В ходе проведенного специальной комиссией ОАО «РЖД» расследования установлено, что первопричиной утечки опасного груза послужило грубое нарушение грузоотправителем («Публичное общество «Бром», Украина) требований правил перевозок опасных грузов по железным дорогам», – говорилось в пресс-релизе компании. Комиссия якобы обнаружила нарушения технических условий погрузки и крепления груза при его упаковке и размещении.

«Сепаратные» выводы железнодорожников, отводящих от себя подозрения, вполне понятны. Случай 1 сентября – это по крайней мере второй серьезный инцидент на железных дорогах Челябинской области в течение месяца. 11 августа в Ашинском районе столкнулись два грузовых поезда, в результате чего погибли два человека. Согласно экспертному заключению, распространенному РЖД, виновниками того крушения были работники депо, не проведшие должной проверки тормозной системы локомотива поезда №2707. Из-за столкновения сошел с рельсов и опрокинулся состав с углем, было повреждено 200 метров железнодорожного полотна и 9 опор контактной сети. Машинист и его помощник погибли на месте.

А если бы отказ тормозов у локомотива произошел бы не в сельской местности, а в городской черте? А если бы в вагонах был не уголь, а, например, бром? Сколько тогда могло быть жертв?

Вторую версию – о вине железнодорожников – высказали сотрудники Следственного комитета РФ. Согласно их выводам, разрушение емкостей с бромом произошло в результате невнимательности работников челябинской станции, которые не заметили условное обозначение в сортировочном листе (спускать с горки запрещено) и дали команду на спуск вагона своим ходом, в результате чего он столкнулся с другим вагоном. «По правилам, вагоны с химическими веществами должны перевозиться локомотивом. Именно соударение привело к тому, что какое-то количество банок с жидким бромом в деревянных ящиках разбилось», – сообщил и.о. руководителя Челябинского следственного отдела следственного управления на транспорте СК РФ по УрФО Павел Бакунин.

Украинский грузоотправитель – предприятие «Бром» – также считает виновниками происшествия российских железнодорожников. Впрочем, даже если товар был загружен в вагоны с нарушениями, то опять возникают вопросы к ответственным лицам на железной дороге – почему они перевозили опасный груз, не упакованный по правилам?

Интересно, что перепалка у РЖД возникла не только с украинскими химиками, но и с властями Челябинска. Глава городской администрации Сергей Давыдов заявил, что аварию по утечке брома на станции можно было ликвидировать намного быстрее. Проволочка, по мнению чиновника, возникла из-за несвоевременного оповещения городской администрации железнодорожниками.

В ответ пресс-служба РЖД распространила заявление руководства своего подразделения Южно-Уральской железной дороги. В нем утверждается, что железнодорожники оповестили о произошедшем городское управление ГО и ЧС «в строгом соответствии с действующими нормативными документами».
Таким образом, пикировки лиц, причастных к инциденту, сводятся к выяснению того, у кого непорядков больше – то ли у украинских химиков, не следующих правилам транспортировки, то ли у российских железнодорожников, не соблюдающих технику безопасности, то ли у спасателей, нерасторопно ликвидирующих чрезвычайную ситуацию.

Дмитрий Ремизов