Posted 12 сентября 2011,, 12:55

Published 12 сентября 2011,, 12:55

Modified 1 апреля, 05:19

Updated 1 апреля, 05:19

Пилоты: Як-42 не хватило скорости на взлете

12 сентября 2011, 12:55

ЯРОСЛАВЛЬ, 12 сентября. Причинами падения Як-42 под Ярославлем, в результате которого погибли 44 человека, могли стать нерасчетные скоростные параметры и отсутствие достаточной взлетной дистанции, считает Заслуженный пилот России Виктор Бугай. К расследованию данной катастрофы он не привлекался, но ранее участвовал не менее чем в 20 разборах различного рода авиапроисшествий.

"Для каждого типа воздушного судна производится индивидуальный расчет скоростей при разбеге. В зависимости от условий и факторов командир принимает решение: продолжить или прекратить взлет", - сказал эксперт в интервью ИТАР-ТАСС.

По его оценке, "основная причина случившейся беды - это нерасчетные скоростные параметры и отсутствие достаточной дистанции для взлета". "А дальше может быть и помпаж двигателей и все, что хочешь. Но это уже следствие. Все скорости после принятия командиром решения, считаются эволютивными - самолет управляемый. Если же порядок действий и расчетные скорости не выдерживаются, и самолет поднимается в воздух на скорости менее допустимой, то он превращается в неуправляемый, метательный снаряд движущийся по баллистической траектории. Что и можно предположить в рассматриваемом событии", - отметил Виктор Бугай.

С подобной оценкой согласен и Заслуженный пилот России Юрий Сытник, имеющий более чем 20-летний стаж летной работы в качестве командира крупноразмерных пассажирских судов. "Если это не стабилизатор, который был поставлен в положение "кабрирование" и не закрылки самолета, которые, были установлены во взлетное положение, то, значит, не хватило скорости. Эволютивных скоростей набора высоты не было", - сказал он.

Вместе с тем, одного фактора достижения безопасной эволютивной скорости недостаточно, считает Виктор Бугай.

"В любом случае, кроме скорости нужна еще и дистанция разбега. Если что-то заставило пилота начать разбег имея впереди 1500 метров, то этой дистанции могло не хватить. Дистанция разбега зависит от взлетной массы, от погодных условий, давления, температуры, состояния ВПП и т.д. Если дистанция для данной взлетной массы воздушного судна должна быть не менее 2500 метров, а ему пришлось взлетать с полторы тысячи, то, действительно, 400 метров он добирал по грунту. А на грунте скорость уменьшилась. И он как снаряд оторвался от "взлетки" и упал", - подчеркнул Виктор Бугай.

Самолет Як-42 с хоккейной командой "Локомотив", направлявшейся в Белоруссию на матч с минским "Динамо", разбился 7 сентября под Ярославлем. Из 45 человек, находившихся в самолете, выжили двое: хоккеист Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов. Сегодня утром Галимов скончался в московской больнице от тяжелейших ожогов.