Posted 16 сентября 2011,, 06:16

Published 16 сентября 2011,, 06:16

Modified 1 апреля, 05:13

Updated 1 апреля, 05:13

Спутники зафиксировали сильное загрязнение моря у Сочи и Новороссийска

16 сентября 2011, 06:16

СОЧИ, 16 сентября. Беспрецедентные разливы нефтепродуктов в российской акватории Черного моря обнаружены с помощью методов космической локации.

Как сообщил «Известиям» старший научный сотрудник Института океанологии РАН Андрей Иванов, маслянистые пятна появились в результате технических сбросов, которые производят в этом районе торговые танкеры.

Площадь загрязненных территорий в разных районах моря составляет от 20 до 420 кв. км. Судя по фотографиям со спутников, эти пятна располагаются точно напротив Новороссийска, Туапсе и Сочи, в нескольких десятках километров от линии берега.

"Эти разливы стали выявляться в последнее время. Раньше в Черном море не происходило в таких гигантских масштабах пленочного загрязнения моря", — рассказал Андрей Иванов.

Начальник отдела экологического контроля ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» Вячеслав Бердников рассказал, что система космического наблюдения за состоянием акватории Черного моря появилась не так давно — в 2008 году.

"Схема простая, инженерно-технологический центр «СканЭкс» высылает фотографии со спутников из мест с сильным оптическим отражением от поверхности моря. Это означает, что в данном районе произошел разлив топлива, нефти, масел или других органических веществ. Мы накладываем на эти снимки карту данных системы Автоматической идентификации судов (АИС), которая установлена на всех кораблях и позволяет отслеживать их местонахождение в каждый конкретный момент времени. Так мы можем определить, какое судно является источником сброса остатков перевозимого груза. И если судно заходит в наш порт, проводим проверку законности действий капитана в море. Но если судно после сброса зашло в чужой порт, привлечь его к ответственности уже не представляется возможным", — пояснил Бердников.

Так, по словам главного специалиста ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» Михаила Фляума, в начале августа судно Tarik Emir заходило в российский сектор акватории. "По нашим данным, оно сливало техническую жидкость в российском секторе акватории, но в наши порты оно не заходило, и проверить его невозможно", - отметил он.

Согласно международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов от 1973 года, танкеры имеют право сбрасывать ограниченное количество технических стоков в определенных районах международных вод, вдали от береговой линии. Это положено делать по строгой процедуре — отходы разбавляются морской водой в соотношении 1:10 и сливаются за борт на полном ходу в момент совершения маневров. Если этого не делать, возникает пленочное загрязнение радужного цвета, которое сейчас фиксируют спутники на большой территории Черного моря.

"Важно, чтобы внимание к ситуации проявило Министерство транспорта. Необходимо принимать срочные меры по предотвращению таких случаев", — считает Андрей Иванов из Института океанологии.

Представитель Минтранса Любовь Бритвина посоветовала обратиться за комментариями в черноморские порты, которые входят в структуру ведомства.

Между тем, Вячеслав Бердников из Новороссийского порта не смог припомнить ни одного примера штрафов судовладельцев за загрязнение моря, отметив, что за портовыми службами закреплены контролирующие, а не фискальные функции.

"Данные со спутников являются только косвенными уликами, — объяснил Бердников. — Прямыми уликами являются пробы с места сброса и с самого танкера. Только если они совпадают, можно доказать правонарушение. Тогда возникает Росприроднадзор с функцией наложения штрафных санкций. От нас зависит только подача заявления по фактам несанкционированного слива".

В Росприроднадзоре комментировать ситуацию с масляным загрязнением Черного моря отказались.

"Мы не знакомы с данной ситуацией", — сообщила Марина Вторникова из пресс-службы ведомства.

В администрации Новороссийского порта «Известиям» сообщили, что мер по ликвидации пятна не предпринимается.