Posted 20 сентября 2011,, 13:52

Published 20 сентября 2011,, 13:52

Modified 1 апреля, 05:08

Updated 1 апреля, 05:08

«Дело ЮКОСа»: европейский компромисс

20 сентября 2011, 13:52
Решение Страсбургского суда по «делу ЮКОСа» выглядит неполным. При этом эксперты убеждены, что судебный процесс ЮКОСом не проигран, а вердикт суда открывает другие юридические пути для получения компанией компенсации «за отъем собственности».

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), наконец, обнародовал вердикт по жалобе ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС». Однако самое долгое и громкое за последние годы судебное разбирательство на этом не завершилось. Решение Страсбургского суда выглядит неполным. В свою очередь, это, по утверждению специалистов, открывает дополнительные юридические пути для решения вопроса в пользу истца. Напомним, еще в начале 2000-х годов руководители ЮКОСа - крупнейшей в то время нефтяной компании в стране - были обвинены в экономических преступлениях и осуждены российским судом. Впоследствии компания обанкротилась, но в 2004 году ЮКОС обратился в ЕСПЧ с жалобой на действия российских налоговых органов, обвиняя их в незаконном отъеме собственности. Компания утверждает, что в ее отношении был нарушен ряд статей Европейской конвенции по правам человека.

И вот во вторник Страсбургский суд признал, что российские налоговые органы нарушили статью 1 протокола номер 1 (защита собственности) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но при этом суд установил, что данные нарушения происходили в период с 2000-го по 2001 год, тогда как ЮКОС просил признать нарушения с 2000-го по 2003 год. Европейское правосудие, не признав действия российских налоговых органов в отношении ЮКОСа политически мотивированными, одновременно решило, что судебное разбирательство в отношении нефтяной компании ЮКОС было несправедливым. Наконец, на неопределенный срок отложено решение по одному из основных для двух сторон конфликта вопросов - о компенсации ущерба, которую Россия должна выплатить ЮКОСу. Бывшие акционеры нефтяной компании требовали возместить из российского бюджета более $98 млрд за «незаконный отъем собственности государством».

Россия была бы обязана исполнить решение Страсбургского суда. Но примечательно, что еще до оглашения вердикта многие эксперты были убеждены: такую гигантскую сумму ЮКОС не получит. «Суд может принять жесткое решение, но вряд ли сумма компенсации будет столь велика», - заявила «Росбалту» еще до начала заседания в Страсбурге известный юрист, профессор МГУ, член Общественной палаты РФ Елена Лукьянова. Весьма осторожно рассуждая о перспективах сторон процесса, она не исключила, что «могут присудить гораздо меньшую сумму, но и это откроет России путь в международный арбитраж», в котором, как отметила Лукьянова, «могут взыскать точно, причем больше».

Кстати, весьма вероятно, что подобную перспективу предвидели адвокаты со стороны ответчика, и поэтому нельзя исключать, что какие-то сигналы о готовности удовлетворить материальные претензии ЮКОСа (конечно, в гораздо меньшем объеме) из Москвы в Страсбург поступали. Именно поэтому ЕСПЧ взял тайм-аут, затребовав от ответчика некие «дополнительные документы». Тогда компенсация, если она будет присуждена, может снизиться с миллиардов до десятков тысяч. Но все-таки дело не в сумме иска. После того как ЕСПЧ признал имевшие место нарушения положений Европейской конвенции по правам человека, допущенные российским арбитражным судом по делу ЮКОСа, согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ, это может являться основанием для пересмотра соответствующего судебного акта по новым обстоятельствам.

«Суд не проигран, просто вердикт ЕСПЧ открывает другие юридические пути для решения вопроса по ЮКОСУ», - подтвердила «Росбалту» Елена Лукьянова, комментируя решение Страсбургского суда. Что касается суммы иска, то, по ее словам, нельзя пока делать окончательные выводы, поскольку «это большая политическая игра». «Открывается иной путь взыскания денег и даже, может быть, в большем объеме. Но пока рано об этом говорить», - отметила Лукьянова. «Стране будет тяжело, но нужно платить за свои безобразия», - заключила юрист.

Однако и Россия, которая обязана исполнить решение ЕСПЧ, вправе обжаловать его в Большой палате Страсбургского суда. Жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента оглашения решения. Будет ли она подана – пока не известно, но российский полпред в ЕСПЧ Георгий Матюшкин уже высказал определенное удовлетворение решением суда, поскольку, по его мнению, оно ставит точку в дискуссии о политической подоплеке налоговых претензий к компании. «Что касается российской стороны, то для принятия окончательного решения необходимо более внимательно изучить документы. Но, повторяю, в целом решением Евросуда я удовлетворен», - подчеркнул российский представитель.

В ЮКОСе сегодняшнее решение ЕСПЧ считают «политическим компромиссом». Как заявила радиостанции «Эхо Москвы» экс-юрист компании Светлана Бахмина, каждая из сторон может рассматривать это решение как положительное для себя. «Мы надеялись на решение в отношении политики, но это довольно трудно доказуемая вещь, и все понимают, что суду не хочется принимать такое решение: в первую очередь, чтобы не ссорить Евросоюз и Россию, поэтому принято половинчатое решение», - отметила Бахмина. Как бы там ни было, но от «политики» ЕСПЧ Россию избавил. Это означает, что Западу впредь будет труднее упрекать Россию в политической подоплеке «экономических» судебных процессов.

Дмитрий Пановкин