Posted 20 сентября 2011,, 19:02

Published 20 сентября 2011,, 19:02

Modified 1 апреля, 05:08

Updated 1 апреля, 05:08

В Москве вязали «оппозиционный веник»

20 сентября 2011, 19:02
Лидеры пяти оппозиционных партий подписали документ под названием «Меморандум о координации действий по организации межпартийного наблюдения на выборах в Государственную думу 2011 года».

В мраморном зале Центрального дома журналистов лидеры пяти оппозиционных партий подписали документ под названием «Меморандум о координации действий по организации межпартийного наблюдения на выборах в Государственную думу 2011 года». Подписи поставили Валерий Рашкин от КПРФ, Виктор Соболев от ЛДПР, Владимир Кочетков от «Патриотов России», Александр Агеев от «Справедливой России» и Галина Михалева от «Яблока».

Четверо джентльменов и одна дама, крепко взявшись за руки, поклялись общими усилиями жестко контролировать выборы 4 декабря. В кои-то веки! Ресурсы для этого накоплены немалые: как отметил Рашкин, в Москве более 3 тыс. 300 избирательных участков. КПРФ готова выставить более 20 тыс. наблюдателей, «Справедливая Россия» - более 15 тыс.

Представители остальных партий, правда, конкретных цифр не назвали – можно предположить, что они гораздо ниже. Но в любом случае, не только все участки безусловно охвачены, но на один участок приходится много наблюдателей, и на каждом участке будет видеокамера, на которую станут скрупулезно фиксировать весь процесс подсчета голосов. И все нарушения будут выложены в Интернет, как и все возможные протоколы – ну, а уж тогда за обращениями в суд и прокуратуру дело не станет.

Естественно, партийные лидеры не отрицают, что они «друзья-соперники». Между коммунистами-зюгановцами и «яблочниками» достаточно мало общего, а коммунисты и «эсеры» жестко конкурируют на одном поле (а некоторые из партий и судятся между собой). Но сейчас все они полны решимости четко разграничить идейные споры, конкуренцию предвыборных программ – и тесное сотрудничество по контролю за выборами. Что, в принципе, вполне возможно, - если получится.

Различные эксперты-политологи достаточно по-разному и под разным углом оценивают столичный предвыборный расклад. Так, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев прежде всего напомнил, что по закону на одном участке может одновременно присутствовать только один наблюдатель от одной партии – да еще один член избиркома с правом совещательного голоса.

Тем не менее, большая армия наблюдателей, по мнению эксперта, весьма даже полезна – чтобы сменять уставших товарищей, «чтобы контролировать голосования на дому, чтобы подавать жалобы на нарушения – нужны свидетели». Александр Кынев придает большое значение организации «электорального контроля», с чем одной партии никогда не справиться.

«Я абсолютно убежден, что голосование за оппозицию будет выше, чем раньше», - подчеркнул политолог. - В Москве со времен последних выборов в Мосгордуму даже статистики электоральной не ведется. 2004-2009 годы – это однозначно искажения, процентов до 20. Я думаю, что повторить объем фальсификации 2009 года в Москве не смогут по объективным причинам».

У прежнего мэра Москвы Юрия Лужкова, как напомнил Кынев, «была группа устойчивых почитателей, и базис, к которому можно было что-то добавить за счет манипуляций, был другим». «Система, которая была до прихода нынешнего мэра, была «клиентелистская» – господствовала круговая порука, где никого никогда не сдавали, - отметил эксперт. - Сейчас чиновники сидят на срочных контрактах, как правило, годовых, – и становиться козлом отпущения никто не будет».

Как особо подчеркнул директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, важно иметь в своих рядах не столько наблюдателей, сколько членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

У наблюдателя прав особо никаких нет, - отметил эксперт. - Если что, его можно благополучно «послать», и ничего он не сделает. Видеокамеры не могут пересчитывать бюллетени. Там взяли стопочку, сказали: «Вот это - эти бюллетени». Речь идет о том, чтобы людей своих не для наблюдения, а в избирательные комиссии вставлять. И еще, чтобы эти люди действительно были готовы идти на жесткое противодействие потенциальным фальсификациям. А с этим бывают сложности».

Другой известный политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, считает, что в столице проживает достаточно много критически настроенных граждан, но, большинство их предпочтет выборы бойкотировать. «Москва – это наиболее проблемный для власти город, - отметил эксперт. - Мы видим, что население городов-миллионников настроено более критически, чем население страны в целом. Мы помним, что последние выборы в Мосгордуму, несмотря на официальные итоги, прошли для власти довольно проблемно».

«Другое дело, - подчеркнул Виноградов, - что нет какого-то единого центра симпатий у критически настроенных граждан, – и, скорее всего, негатив уйдет в большей степени в неявку. Сказать, что в Москве высок интересе к ЛДПР, КПРФ или «Справедливой России», было бы достаточно смело. Очевидных лидеров среди них нет. Может быть, интригу внесет «Яблоко», если оно дойдет до федеральных выборов. «Единая Россия» все равно на первом месте – но, вполне естественно, ее показатели могут быть несколько ниже среднероссийских».

Того же мнения, причем, в более жесткой форме, придерживается директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий. «Управление выборами в России осуществляется давно уже не путем вброса бюллетеней, - заметил он корреспонденту «Росбалта». - Вброс – это практика 1990-х годов. А управление осуществляется, во-первых, на входе – то есть, к выборам допускаются оппозиционные партии, заведомо не имеющие никаких шансов на поддержку избирателей. К таковым относятся все российские оппозиционные партии. Этот фактор уже достаточный».

«Я опрашивал людей из участковых избирательных комиссий, – рассказал политолог. - Они мне сказали, что единственная задача, которая на участках решается – это завышение явки. Она критически мала. Избиратель на выборы не ходит. И главная задача избиркомов – это завысить явку. Причем, по признанию их членов, голоса распределяются ровно так, как они были отданы на самом деле. Если проголосовало 3% избирателей, а надо написать, что проголосовало 80%, то цифры завышаются равномерно, благодаря чему ни одна партия не заинтересована в корректировке избирательных результатов. Выявление подлинных результатов дискредитирует всех в равной степени. Причем, оппозицию даже больше, чем власть».

Как подчеркнул эксперт, «вообще ни одна партия в России не обладает привлекательностью». «Человек либо вообще не ходит на выборы, потому что ему все партии равно отвратительны, либо идет голосовать за власть», - отметил Кагарлицкий.

Что ж, предвыборная кампания понемногу де-факто начинается. Центризбирком успешно заверяет один список за другим. В московском списке «Единой России» - естественно, мэр Собянин, с ним в первой тройке – многолетний заместитель мэра Людмила Швецова, которая всегда курировала социальные вопросы, и руководитель организации инвалидов «Стратегия» Владимир Крупенников. Кроме того, в первой пятерке – председатель Московского совета ветеранов Владимир Долгих и депутат Госдумы Николай Гончар.

Логика есть: новый пока еще мэр и рядом с ним лидер инвалидов – что тоже для нашей страны ново. Вместе с ними - такие испытанные социально-направленные личности, как Швецова и Долгих (заслуги Николая Гончара широким массам вряд ли понятны). Этот список может привлечь многих горожан.

Партийные списки КПРФ и «Справедливой России» определятся на съездах обеих партий, которые будут проходить в ближайшую субботу. Пока они держатся в секрете: это касается как федеральных, так и московских списков – в пресс-службе СР отметили, что список будет один, общефедеральный.

Что касается ЛДПР и «Яблока», то их списки уже есть на сайтах. В федеральных десятках, естественно, на первом месте – имена Владимира Жириновского и Григория Явлинского. В остальном, со знаменитостями дело обстоит скромно – и даже чуть получше у «Яблока», поскольку лидер №2 Сергей Митрохин и эколог Алексей Яблоков все же могут считаться людьми известными и имеющими заслуги. Могут ли считаться таковыми сын Жириновского Игорь Лебедев, депутат Леонид Слуцкий и бывший министр труда РФ Сергей Калашников – вопрос.

Но в московских списках – 23 человека от «Яблока» и 20 от ЛДПР – полное отсутствие известных имен. В ЛДПР наличествует сын полковника Буданова. В столичном списке «Яблока» взгляд сильно политизированного и пожившего человека может ухватить фамилию диссидента Валерия Борщева но это известность в очень уж узких кругах. Так что контролировать выборы, безусловно, очень важно. Но не менее важно представить из себя нечто привлекательное для избирателя, а также суметь собрать подписи.

Что касается шестой оппозиционной партии «Правое дело», то ее представителя на подписании меморандума не было. Партия переживает тяжелый раскол, - о ней так говорили, как о молодом, но в настоящее время тяжело больном товарище. «Пока они в трудной ситуации, - отметила первый заместитель главы московского отделения партии «Яблоко» Галина Михалева, – и сами не еще знают, живы они или мертвы. Если все-таки окажется, что живы, - наверное, придут к нам».

А впереди маячит обновленная партия «Родина». О ней – узнаем в самые ближайшие дни.

Леонид Смирнов