Posted 6 октября 2011,, 11:26
Published 6 октября 2011,, 11:26
Modified 1 апреля, 04:49
Updated 1 апреля, 04:49
На протяжении последних трех десятилетий темпы роста китайской экономики были рекордными. В последнее время эксперты соревнуются в попытках предсказать, когда же Китай станет мировым лидером - прогнозы разнятся от 2016 до 2050 года. Однако в КНР хватает проблем, которые могут помешать этой стране обогнать США.
Стоит напомнить, что до 1990 года роль лидера мировой экономики предсказывалась Японии. В 1950 году ВВП Японии на душу населения по паритету покупательской способности (ППС) составлял пятую часть от ВВП США, и к 1990 вырос до 90%. Однако уже к 2010 году японский ВВП на душу населения упал до 76% от американского. Рост японской экономики, так же, как и китайской, опирался на увеличение инвестиций и экспорта, но реструктуризировать модель роста японцы так и не смогли, что привело к двум «потерянным декадам».
Пока китайцам есть чем похвастаться. Средний рост ВВП в период с 1979 до 2010 года составлял в среднем 10% в год. ВВП на душу населения вырос с 3% от уровня США в 1979 году до 20% в настоящий момент. Если нынешние темпы роста сохранятся, к 2035 году ВВП Китая достигнет 70% от уровня США, а его экономика будет больше, чем США и ЕС вместе взятые.
Благодаря инвестициям и расширению кредитования Китай не сбавил темпов экономического роста даже в период кризиса 2008-2009 годов. Правительство выделило на стимулирование экономики около 14% ВВП страны, что является самым крупным в процентном исчислении вливанием в мире. Китайские власти имеют огромное влияние на экономику и могут заставить банки выдавать кредиты, а госкорпорации (1/3 экономики) имеют возможность занимать и тратить.
Однако в китайской экономике есть целый перечень проблем, которые могут помешать дальнейшему развитию: высокий уровень сбережений у населения; низкие ставки по депозитам, негативные реальные ставки, и, как следствие, перераспределение капитала от домохозяйств к госкомпаниям; искусственно заниженный курс валюты, который делает импорт дорогим и неконкурентоспособным; низкая продуктивность труда; инфляция - в особенности продовольственная; чрезмерно высокое участие государства в экономике; неэффективный госсектор; коррупция и т.д. Но главной проблемой является чрезмерная ориентированность экономики на инвестиции и экспорт.
Дешевая рабочая сила стала одним из основных преимуществ Китая на международном рынке труда, позволив сделать эту страну фабрикой для всего мира. Крупнейшие транснациональные корпорации перенесли значительную часть своего производства в КНР для повышения эффективности и снижения издержек. Это позволило значительно повысить качество жизни огромной части населения: в 2010 году средняя зарплата в городах страны составляла $2900 в год, в сельских регионах – $900.
Похоже, сейчас времена дешевой китайской рабочей силы подходят к концу - из-за растущего уровня урбанизации, постепенного повышения квалификации трудовых мигрантов из деревень и политики «одна семья – один ребенок». Да и продуктивность китайской рабочей силы составляется лишь 12% от аналогичного показателя американских рабочих. В итоге мировые корпорации постепенно переносят производство в другие страны – Вьетнам, Индонезию и другие развивающиеся страны Южно-Азиатского региона.
Главным минусом политики «одна семья – один ребенок», которую правительство Китая проводит с 1978 года, является старение населения, что при отсутствии централизованного пенсионного фонда и развитой социальной системы приводит к увеличению частных сбережений. В среднем китайцы ежемесячно откладывают 30-35% доходов, а это уменьшает внутренний спрос и увеличивает зависимость Китая от инвестиций и экспорта.
Актуальной проблемой для экономики Китая является инфляция. После того как за последний год потребительские цены возросли на 5,5%, а продукты питания подорожали на 11,7%, правительство стало опасаться беспорядков.
В свою очередь, одна из основных причин инфляции - рост цен на недвижимость. В последние годы сектор недвижимости был двигателем экономического роста, и с 2005 по 2009 год цены утроились. По некоторым подсчетам, около половины ВВП Китая связано с операциями на этом рынке. Инвестиции в недвижимость воспринимаются китайцами как способ сбережения средств. В результате около 20-30% жилья пустует. Несмотря на это, строительство новых объектов не замедляется. Правительство пытается с этим бороться, вводя налоги на продажу недвижимости, отменяя программу ипотечного кредитования и вводя ограничения на покупку жилья. В итоге цены могут пойти вниз. А поскольку китайские банки владеют большими объемами вкладов в недвижимость в виде кредитов, в случае падения цен на этом рынке сильно пострадает банковский сектор.
Феноменальный рост китайской экономики в последние годы опирается на капитальные вложения в инфраструктуру, строительство заводов и жилья, а также возведение целых городов в чистом поле, которые в итоге остаются пустующими. Большая часть этих вложений приходится на государство, которое финансирует эти проекты через госкорпорации и местные самоуправления. Как результат - экономика работает с большим торговым профицитом для сбыта огромного объема продукции, производимой фабриками и заводами. Проблема заключается в том, что при стагнации потребительского спроса в США, а также в Европе и Японии спрос на китайскую продукцию будет заметно снижаться.
Ориентированность на инвестиции и экспорт вызывает беспокойство у китайских властей, которые осознают необходимость структурной переориентации экономики путем наращивания потребления. Премьер-министр КНР описал экономику как «нестабильную, несбалансированную, не координируемую и неустойчивую».
Чтобы избежать замедления роста, Китай должен накапливать меньше, снижать инвестиции в основной капитал, сокращать долю экспорта в ВВП, и в то же время наращивать долю потребления. Согласно планам, в течение следующих 10 лет доля потребления в ВВП должна вырасти до 50%. Правительство намерено достичь этого с помощью переориентирования экономики с производства на сферу услуг. Но уменьшение инвестиций приведет к снижению производства и сокращению поставок продукции потребителям. Это не только не будет способствовать снижению розничных цен, но и может притормозить экспорт, что недопустимо.
Очевидно, что без структурных реформ китайским властям будет все сложнее поддерживать темпы развития и роста урбанизации. Во время кризиса 2008 года поддержку мировой экономике оказал именно Китай. Сейчас США и страны Евросоюза сталкиваются с возможностью стагнации и даже рецессии, и если КНР тоже сбавит темпы, перспективы роста мировой экономики будут выглядеть особенно призрачными.
Игорь Зуев, аналитик банка Rietumu