Posted 26 октября 2011,, 12:25

Published 26 октября 2011,, 12:25

Modified 1 апреля, 04:26

Updated 1 апреля, 04:26

Далеко ли до Таллина?

26 октября 2011, 12:25
После трехлетнего перерыва планируется реанимировать железнодорожное сообщение между Петербургом и Таллином. «Экономическая блокада» Эстонии, объявленная Россией после «бронзового солдата», ударила прежде всего по интересам простых граждан двух стран.

После трехлетнего перерыва планируется реанимировать железнодорожное сообщение между Петербургом и Таллином. «Экономическая блокада» Эстонии, объявленная Россией после переноса «бронзового солдата», ударила не столько по бизнесу, сколько по интересам простых граждан двух стран.

Движение по маршруту Таллин - Санкт-Петербург было запущено после четырехлетнего перерыва в марте 2007 года. После апрельских событий на холме Тынисмяги, представители "РЖД", которые выступали партнерами Go Rail, заговорили о нерентабельности маршрута. Тем не менее поезд продолжал ходить. Летом 2008 года решение снять маршрут озвучили уже эстонцы: поезд перестал ходить с 1 сентября 2008 года. Тогда говорили, что это политическое решение, хотя заинтересованные стороны заявляли исключительно об экономических причинах: дескать, железнодорожникам трудно выдерживать конкуренцию с автобусными перевозчиками. Время в пути этого поезда составляло около 9 часов. Расписание менялось в зависимости от сезона.

Сегодня до Таллина по рельсам можно доехать только из Москвы, хотя существует практика организации "чартерных" поездов из Петербурга в Таллин. Несколько таких составов было организовано турфирмами в прошлом году под рождественские и новогодние праздники. На постоянной основе Северную столицу со столицей самого ближайшего соседа из Евросоюза связывает паромное и автобусное сообщение. Добраться до Таллина теоретически можно и на собственной машине, но огромные очереди на границе часто отпугивают автовладельцев.

Паромный сервис по маршруту Петербург — Стокгольм — Таллин — Петербург был запущен весной этого года. Наличие в ротации эстонской столицы должно было свидетельствовать о том, что не все так плохо в плане транспортной доступности между Петербургом и Таллином. Тем не менее, надо понимать, что Таллин для этого парома - не основное направление. К тому же, для подавляющего числа россиян - и даже жителей портового Петербурга - использование этого вида транспорта по-прежнему является экзотикой, ассоциирующейся с картинками «из красивой жизни». Поэтому большинство желающих попасть в Таллин выбирают автобусный транспорт.

В настоящее время добраться до столицы Эстонии можно при помощи трех видов рейсовых автобусов: Lux Express, Simple Express и даже транспортным средством компании «ПТК», которое украшают рисунки театральных масок и нотной грамоты и надпись "Народный артист СССР Георг Отс" (еще 1,5 года назад паром с аналогичным названием курсировал между Питером и Калининградом). Примечательно, что данное направление абсолютно не привлекает «диких» перевозчиков-маршруточников, которые, например, «бомбят» от площади Восстания на финские Хельсинки и Лаппеенранту.

Название «рейсовый» и наличие у водителей фирменных курток не спасает пассажиров названных автобусов от форс-мажора. Время прохождения границы - как эстонской, так и российской - зависит всецело от настроения таможенников-пограничников, несмотря на то, что для автобусов предусмотрен специальный коридор. Снова войти в график водители пытаются, как правило, в ущерб удобства пассажиров. Если на территории ЕС они еще держатся в рамках существующего расписания с остановками во всех основных точках уезда Ида-Вирумаа (Йыхви, Нарва, Силламяэ, Кохтла-Ярве), то остановки на территории Ленинградской области и в Петербурге осуществляются исключительно по желанию водителей, которое часто не совпадает с желанием пассажиров. Например, оправданием того, что автобус не поедет на городской автовокзал (конечная остановка автобуса Таллин - Петербург указана в расписании), на полном серьезе может служить фраза: «На Обводном все перерыли, туда не проехать».

В том числе и по этим причинам деятели России и Эстонии, несмотря на слухи о политической подоплеке снятия поезда Петербург - Таллин, не устают заявлять о необходимости его восстановления. Так, в мае этого года мэр Таллина Эдгар Сависаар и тогда еще губернатор Петербурга Валентина Матвиенко подписали очередное соглашение о сотрудничестве между двумя городами. Полностью встроенная в вертикаль градоначальница Северной столицы, говоря о перспективах развития взаимного туризма, отметила, что одной из основных задач сотрудничества является восстановление железнодорожного сообщения между городами. Несмотря на то, что туристический сезон только начинался, «горячая» тема не была подхвачена ни массмедиа, ни политиками, ни турбизнесом. Держа в уме непростые отношения между двумя государствами и отдавая дань этикету, о «реанимации» железнодорожного сообщения также дипломатично забыли, как и вспомнили.

Руководитель Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии (СЗРО РСТ) Сергей Корнеев считает, что, если железнодорожное сообщение между Петербургом и Таллином будет восстановлено, то это должно положительно сказаться на увеличении туристического потока между двумя городами.

Как рассказал Корнеев "Росбалту", российские и эстонские туристические фирмы не раз поднимали вопрос о "реанимации" данного маршрута, он постоянно был в повестках при переговорах РЖД и Минрегионразвития. По его словам, запуск поезда может благоприятно отразиться как на увеличении туристического потока между странами, так и на деловой активности. Не последнюю роль здесь может играть "ностальгия" россиян и, в первую очередь, петербуржцев по Эстонии.

Впрочем, повод для оптимизма все-таки есть. Как рассказал "Росбалту" директор по развитию эстонской компании Go Rail Йолан Шевцов, компания разрабатывает планы по "реанимации" линии между эстонской столицей и городом на Неве, закрытой в 2008 году.

"Такая необходимость есть, и, мы надеемся в следующем году это осуществить", — прокомментировал представитель эстонской компании перспективы возобновления железнодорожного сообщения.

Шевцов объяснил, что между городами вряд ли будет курсировать скоростной поезд по аналогии с тем, что сегодня ходит между Петербургом и Хельсинки. Однако в ОАО «Российские железные дороги» планы по восстановлению железнодорожного сообщения между двумя балтийскими городами не опровергают, но и не подтверждают.

Хочется надеяться, что кичащиеся своей дальновидностью и разумением чиновники наконец-то вспомнят о своих же гражданах, которые вынуждены расхлебывать последствия двухстороннего спора. Ведь складывается впечатление, что от объявленной «экономической блокады» эстонский бизнес не очень-то и страдает. На пограничной железнодорожной станции в Нарве и на подходах к эстонским портам по-прежнему стоят российские цистерны с нефтью, которые местные именуют не иначе как «денюжки». Танкеры с отечественными нефтепродуктами, отправляемые с нового терминала в порту Усть-Луга, идут дозагружаться этими же самыми нефтепродуктами в эстонские порты. Зато простые пассажиры часами «маринуются» на мосту Дружбы между Ивангородом и Нарвой.

Думается, что отсутствие у Петербурга - как у туристического центра европейского уровня - железнодорожного сообщения с ближайшей столицей страны Евросоюза является большим упущением. К чему говорить о росте турпотока в Петербург из Европы и Скандинавских стран, когда пока невозможно даже пригласить в гости своих ближайших соседей.